Вопросы отдела по образованию

1. Вопросы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Работа, направленная на защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. №73-3 «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», Указами Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 и от 9 августа 2007 г. № 378, Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006г. № 1728.
Органы системы образования готовят решение о закреплении жилого помещения за ребенком-сиротой, либо оставшимся без попечения родителей, или о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Контролируют сохранность жилых помещений. Уточняют списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При подготовке решений о создании приемной (опекунской) семьи либо о направлении несовершеннолетнего на государственное обеспечение в учреждение образования за ребенком закрепляется жилое помещение либо рассматривается вопрос о постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения социального пользования.
Закреплению за детьми подлежат жилые помещения государственного и частного жилищного фонда, нанимателями или собственниками которых являются их родители (единственный родитель) и в которых на момент утраты попечения родителей (единственного родителя) дети были зарегистрированы по месту жительства или проживали без регистрации по месту жительства.
В решение о закреплении жилого помещения включается обязательное для исполнения предписание осуществить государственную регистрацию запрета на отчуждение жилого помещения.
При устройстве ребенка, который ранее проживал на территории другого района, на воспитание в семью отдел образования, спорта и туризма запрашивает сведения о наличии жилья в районе, где ребенок выявлен, и информирует местный исполнительный и распорядительный орган о необходимости закрепления жилья. Копия решения об устройстве ребенка в замещающую семью и все необходимые документы направляются в исполнительный комитет по месту закрепления жилья.
Копии решений о закреплении жилья или постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий хранятся в личных делах воспитанников.
Подготовка документов для принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет нуждающихся осуществляется опекуном (попечителем) несовершеннолетнего. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их постановки на учет в составе семьи родителей при наличии оснований, предусмотренных в части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – Положение).
Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо местным исполнительным и распорядительным органом – по месту работы, предоставленному при распределении, направлении на работу. Местом первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, является место регистрации ребенка по месту жительства. При отсутствии у ребенка регистрации по месту жительства местом первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, является место регистрации по месту жительства родителей (родителя), с которыми проживал ребенок, а в случаях, когда ребенок не проживал с родителями (родителем), либо у родителей (родителя) отсутствует регистрация по месту жительства, либо место жительства родителей (родителя) неизвестно, – адрес расположения административного здания местного исполнительного и распорядительного органа, осуществившего регистрацию этого ребенка по месту жительства.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если они:

  • не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений;
  • проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий;
  • при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий;
  • не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения, включаются в общие и отдельные списки учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их постановки на учет в составе семьи родителей.

2. Установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними

Опека (попечительства) устанавливаются над несовершеннолетними в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», положением о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2006 № 637.
Опека (попечительство) устанавливается для воспитания, защиты личных и имущественных прав и законных интересов несовершеннолетних, являющихся детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, родители которых временно отсутствуют, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, не достигшими возраста восемнадцати лет, не состоящими в браке и прибывшими в Республику Беларусь без сопровождения законных представителей, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь, новорожденными детьми несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке.
Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы.
Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возлагается на управление (отдел) образования, спорта и туризма районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, - на комиссию по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка
Опека (попечительство) устанавливается по решению органа опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) несовершеннолетних детей, подлежащих опеке (попечительству), или по месту жительства кандидата в опекуны (попечители), если это отвечает интересам подопечного.
В соответствии со ст. 153 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – Кодекс) опекунами и попечителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением: лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя; лиц, лишенных судом родительских прав; бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей; лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека; лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой статьи 851Кодекса.
Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
При наличии нескольких лиц, желающих стать опекунами, попечителями одного и того же подопечного, преимущественное право предоставляется родственникам подопечного при условии обязательного соблюдения требований статьи 152 Кодекса и настоящей статьи, а также интересов подопечного.
Информацию о процедуре установления опеки (попечительства) над детьми, перечне и формах документов, необходимых для установления опеки (попечительства), кандидаты в опекуны могут получить в управлении (отделе) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту своего жительства либо по месту жительства (нахождения) детей.

3. Усыновление (удочерение) ребенка

Усыновление – основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.
Усыновление допускается в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, если они не приобрели дееспособность в полном объеме.
Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых умерли; лишены родительских прав; дали согласие на усыновление ребенка; признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими; неизвестны.
Усыновителями могут быть только дееспособные лица обоего пола.
Не могут быть усыновителями: лица, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; лица, которые по состоянию здоровья не могут быть усыновителями; лица, лишенные родительских прав; бывшие усыновители, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего исполнения усыновителем своих обязанностей; лица, отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей; лица, имеющие судимость за умышленные преступления, а также лица, осуждавшиеся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека; лица, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой ст.85 Кодекса о браке и семье; лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям; лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный на территории Республики Беларусь; супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
Кроме того, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Кандидаты в усыновители должны обратиться в местные органы управления и самоуправления для получения акта обследования условий жизни кандидата в усыновители.
В соответствии с п.4.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200, для получения данного акта обследования кандидатам в усыновители необходимы следующие документы: заявление; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в усыновители; свидетельство о заключении брака кандидата в усыновители - в случае усыновления ребенка лицом, состоящим в браке; письменное согласие одного из супругов на усыновление - в случае усыновления ребенка другим супругом; медицинская справка о состоянии здоровья кандидата в усыновители; справка о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в усыновители; сведения о доходе кандидата в усыновители за предшествующий усыновлению год.
Данные документы представляются непосредственно в управления (отделы) образования, спорта и туризма (далее – управления (отделы) образования) районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, которые как органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории района, города, района в городе, ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение), и в дальнейшем проводят обследование условий жизни кандидатов в усыновители.
Кандидатам в усыновители необходимо пройти медицинское обследование по месту жительства и получить медицинскую справку о состоянии здоровья. В данной справке должна быть запись о том, что имеются (отсутствуют) заболевания, при наличии которых данное лицо не может быть кандидатом в усыновители (перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут стать усыновителями, установлен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.02.2005 № 4).
Необходимо также по месту работы получить: справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в усыновители; сведения о доходе кандидата в усыновители за предшествующий усыновлению год.
После обращения кандидата(ов) в усыновители управления (отделы) образования проводят либо организуют психологическую диагностику и подготовку кандидатов в усыновители. Только если об усыновлении ребенка ходатайствуют отчим (мачеха), дед или бабка, психологическая диагностика и подготовка кандидатов в усыновители не проводятся.
В процессе проведения психологической диагностики определяются: супружеские взаимоотношения (взаимоотношения в семье); личные особенности; родительские установки; мотивы усыновления; общая готовность (неготовность) кандидатов в усыновители к выполнению родительской роли; специфическая готовность (неготовность) к выполнению роли усыновителей.
Результаты психологической диагностики кандидатов в усыновители оформляются по форме, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь, и включаются в акт обследования.
По желанию кандидатов в усыновители психологическая диагностика и подготовка могут осуществляться специалистами учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» по направлению управления (отдела) образования.
В целях подготовки акта обследования управления (отделы) образования в трехдневный срок со дня обращения кандидата в усыновители запрашивают следующие сведения:

  • об отсутствии судимости у кандидата в усыновители - из соответствующего управления внутренних дел областного исполнительного комитета или главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета;
  • о том, лишался ли он родительских прав, был ли ограничен в родительских правах, было ли ранее в отношении его отменено усыновление, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным, - из суда по месту жительства кандидата в усыновители;
  • о том, признавались ли дети кандидата в усыновители нуждающимися в государственной защите, отстранялся ли кандидат в усыновители от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, - при необходимости из исполнительного и распорядительного органа по предыдущему месту жительства кандидата в усыновители;
  • копию документа, подтверждающего право собственности кандидата в усыновители на жилое помещение или право владения и пользования жилым помещением;
  • о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидата в усыновители. Эти сведения также указываются в акте обследования.

Для подготовки акта обследования условий жизни кандидата (кандидатов) в усыновители специалисты управления (отдела) образования посещают кандидатов в усыновители по месту жительства. Специалисты изучают жилищные условия кандидата (кандидатов) в усыновители, внутрисемейные взаимоотношения, уклад жизни и традиции семьи, оценивают готовность членов семьи, проживающих совместно с кандидатами в усыновители, принять усыновляемого ребенка, удовлетворить его жизненные потребности.
Выдача акта обследования условий жизни кандидата в усыновители производится в месячный срок со дня подачи документов.
Далее при наличии акта обследования условий жизни кандидата в усыновители управлением (отделом) образования или (по желанию кандидатов в усыновители) Национальным центром усыновления осуществляется подбор ребенка для кандидатов в усыновители.
При подборе ребенка для усыновления учитываются его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, родственные связи. При подборе ребенка кандидатам в усыновители представляется вся имеющаяся информация о здоровье, развитии, личностных характеристиках и особых потребностях ребенка, а также имеющаяся информация о родителях и других родственниках детей, предлагаемых для усыновления.
Для знакомства с ребенком кандидату (кандидатам) в усыновители выдается направление. Отказ кандидатов в усыновители от усыновления предложенного им ребенка не препятствует в получении направления на знакомство с другим ребенком для усыновления.
При желании усыновить предложенного ребенка кандидаты в усыновители вправе получить всю имеющуюся информацию из личного дела ребенка и обратиться в суд.
Кроме того, кандидаты в усыновители должны знать, что усыновить ребенка, достигшего 10 лет, можно только с его согласия.
Усыновление производится районным (городским) судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, по месту жительства (нахождения) ребенка или по месту жительства усыновителей. Таким образом, кандидаты в усыновители имеют право выбрать, в какой суд обращаться.
Заявление об усыновлении ребенка рассматривается судом в течение 15 дней со дня подачи в суд заявления усыновителя (усыновителей). Дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании.
Суд, рассмотрев заявление об усыновлении ребенка по существу, выносит мотивированное решение об удовлетворении заявления об усыновлении ребенка либо об отказе в его удовлетворении.
Усыновление считается установленным со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Усыновителям необходимо получить копию решения суда.
Усыновленный ребенок передается усыновителям на основании решения суда об усыновлении ребенка.
Усыновленный ребенок передается усыновителям в сезонном комплекте одежды. Одновременно усыновителям передаются по акту: свидетельство о рождении ребенка; выписка (копия) из медицинских документов и копия медицинской справки о состоянии здоровья усыновляемого ребенка; документы об обучении (для детей школьного возраста); документы о родителях (свидетельство о смерти, решение суда и другие документы, подтверждающие отсутствие правоотношений родителей с ребенком); сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения (его части); иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.
Регистрация усыновления производится на основании решения суда об усыновлении ребенка органами, регистрирующими акты гражданского состояния, по месту вынесения решения об усыновлении по совместному заявлению усыновителей или одного из них либо по сообщению суда.
Для регистрации усыновления усыновителям необходимо подать: заявление; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность усыновителя (усыновителей); свидетельство о рождении ребенка; копию решения суда об усыновлении ребенка. Регистрация производится бесплатно.
Для обеспечения тайны усыновления и в интересах ребенка по просьбе усыновителей могут быть изменены: дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на 1 год; место его рождения в пределах Республики Беларусь.
Если усыновленный ребенок достиг 10 лет, для изменения его фамилии, собственного имени и отчества требуется его согласие.
Об изменении фамилии, собственного имени, отчества, даты и (или) места рождения усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении.
По просьбе усыновителей суд также может принять решение о внесении сведений об усыновителях в запись акта о рождении в качестве родителей усыновленного ими ребенка. О необходимости совершения такой записи также указывается в решении суда об усыновлении ребенка.
Поэтому при регистрации усыновления в случае присвоения усыновленному фамилии усыновителя и отчества по его собственному имени, а также изменения даты рождения, собственного имени усыновленного или записи усыновителей в качестве родителей усыновленного одновременно производится внесение изменений в запись акта о рождении усыновленного ребенка и выдается новое свидетельство о рождении. При изменении места рождения усыновленного восстанавливается запись акта о рождении ребенка органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по измененному месту рождения (так как изначально такой записи не было).
Органами, регистрирующими акты гражданского состояния, регистрация усыновления, внесение изменений в запись акта о рождении усыновленного, хранение записей актов об усыновлении и о рождении усыновленных, а также других материалов, связанных с усыновлением, производятся в порядке, обеспечивающем сохранение тайны усыновления.

Полезные ссылки для кандидатов в усыновители:
http://pravo.by (Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь (нормативные правовые акты Республики Беларусь));
http://child.edu.by (сайт Национального центра усыновления);
http://dadomu.by (информационный ресурс для людей, желающих принять ребенка в семью);
http://videopassport.ru (видеошкола приемных родителей).
Кандидаты в усыновители также должны знать, что в управлениях (отделах) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, Национальном центре усыновления проводится предварительное консультирование граждан, желающих усыновить ребенка.

ВОПРОС: Существует ли в Республике Беларуси официальное понятие «школьная форма»?

ОТВЕТ: Понятия «школьная форма» (в значении «одинаковая для всех учащихся») нет. В учреждениях общего среднего образования введен деловой стиль одежды – строгий выдержанный стиль, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Введение делового стиля одежды предполагает воспитание чувства этикета у подрастающего поколения, умение ранжировать одежду на разные стили и понимать значение по ее применению.
К комплекту школьной одежды предъявлены определенные требования. Он должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды. Учащиеся, их законные представители совместно с администрацией учреждения и педагогическими работниками имеют право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля.

ВОПРОС:Какова характеристика десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся?

ОТВЕТ: Приказ Министерства образования от 29.05.2009 № 674 о нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам размещен на портале Министерства образования (edu.gov.by / система образования / управление общего среднего образования / концепции, стандарты, нормы оценки по учебным предметам/.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе:
1 - 2 балла – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения),
3 - 4 балла – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти,
5 - 6 балла – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения,
7 - 8 балла – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с чётко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи,
9 - 10 балла – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и  преобразованию объектов изучения.

ВОПРОС: Что такое попечительский совет и кто принимает решение о его создании?
ОТВЕТ: Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.

ВОПРОС: Каким документом регламентируется деятельность попечительских советов в республике?
ОТВЕТ: Деятельность попечительских советов осуществляется в соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 146.

ВОПРОС: Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета школы?
ОТВЕТ: Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года.
В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.

ВОПРОС: На решение каких задач направлена деятельность попечительских советов?
ОТВЕТ: Задачами деятельности попечительского совета являются:
- содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования;
- разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования;
- содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;
- определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на:
- укрепление материально-технической базы;
- совершенствование организации питания обучающихся;
- проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;
- иные цели, не запрещенные законодательством;
- содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;
- целевое использование средств попечительского совета.
ВОПРОС: Имеет ли право руководитель учреждения образования привлекать для финансирования школы средства родителей?
ОТВЕТ: В соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования финансирование учреждений общего среднего образования может осуществляться из разных источников, не запрещенных законодательством. Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе. Перечисление средств осуществляется по квитанции на расчетный счет учреждения образования.

ВОПРОС: Как формируются финансовые средства попечительского совета?
ОТВЕТ: Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.

ВОПРОС: Могут ли члены родительского комитета инициировать сбор (перечисление) денежных средств учреждению образования?
ОТВЕТ: Министерство образования в соответствующем письме в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома особо обратило внимание на недопустимость выполнения функций попечительского совета членами родительского комитета.
ВОПРОС: Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования?
ОТВЕТ: Постановка на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»; постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования», от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».
На основании пунктов 6.6, 6.7 Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения государственного учреждения образования с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность законного представителя ребенка, свидетельством о рождении ребенка (при его наличии – для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлен статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь, либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь) для постановки на учет и получения направления в учреждение образования.
В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования» осуществлять постановку на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, можно одновременно в нескольких районах (микрорайонах), где проживают или планируют проживать в случае смены места жительства законные представители воспитанника, а также по месту их работы и т.д., указывая при этом несколько учреждений дошкольного образования.
Процедура приема в учреждения дошкольного образования установлена в главе 5 «Прием, перевод и отчисление воспитанников» Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (далее – Положение). Так, в соответствии с пунктом 45 Положения прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании следующих документов:
- заявления законного представителя воспитанника;
- направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – направление), выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования;
- медицинской справки о состоянии здоровья;
- заключения врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).

ВОПРОС: Можно ли остаться в детском саду ребенку, которому 1 сентября исполняется 6 лет?

ОТВЕТ: В соответствии со статьей 144 Кодекса Республики Беларусь об образовании срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.
Таким образом, ребенок, достигший возраста 6 лет, имеет право продолжить получение дошкольного образования в том учреждении дошкольного образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), воспитанником которого он является.