Методические рекомендации по осуществлению субъектами хозяйствования туристической деятельности в Республике Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 года ”О туризме“ определяет два вида туристической деятельности: турагентская и туроператорская.

Под турагентской деятельностью понимается предпринимательская деятельность как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей (турагентов) по продвижению и реализации туристам, экскурсантам туров, сформированных туроператорамирезидентами Республики Беларусь, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

Иными словами, турагенты являются посредниками туроператоров, их задача сводится к продвижению и реализации сторонних туров, причем исключительно туроператоров – резидентов Республики Беларусь. Для ведения турагентской деятельности достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Туроператорской является предпринимательская деятельность исключительно юридических лиц (туроператоров) по формированию, продвижению, реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

Из определения туроператорской деятельности, что первоочередной задачей туроператоров является формирование туров, продвижение и реализация туров – вторично. Помимо этого, туроператоры могут взаимодействовать как с туроператорами отечественными, так и с зарубежными.

Лицензированию туристическая деятельность не подлежит. В этой связи осуществление как турагентской, так и туроператорской деятельности возможно с момента государственной регистрации, которую в отношении субъектов туристической деятельности осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

При этом субъекты хозяйствования, осуществляющие туристическую деятельность с момента государственной регистрации, уведомление об осуществлении деятельности по оказанию туристических услуг в местный исполнительный и распорядительный орган не направляют.

С 26 февраля 2018 г. в соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 ”О развитии предпринимательства“ (далее – Декрет № 7) зарегистрированные субъекты хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели), намеревающиеся заниматься туристической деятельностью, могут заниматься данным видом деятельности при направлении в адрес местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения юридического лица (месту жительства индивидуального предпринимателя) соответствующего уведомления. Форма уведомления, а также порядок его направления установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2018 г. № 143.

Так, уведомление составляется субъектом хозяйствования по установленной форме с указанием:
полного наименования юридического лица (с указанием организационно-правовой формы – Общество с ограниченной ответственностью, унитарное предприятие и т.п.) или фамилии, собственного имени и отчества (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя;
регистрационного номера субъекта хозяйствования в Едином государственном регистре (далее – ЕГР); данный номер состоит из девяти цифр, уточнить номер записи в ЕГР можно на сайте ЕГР egr.gov.by в разделе ”Предоставление информации из ЕГР“;
наименования вида экономической деятельности согласно перечню видов экономической деятельности (данный перечень утвержден Декретом № 7), который предполагает осуществлять субъект хозяйствования;
соответствия субъекта хозяйствования, его работников, осуществляемой им деятельности, а также предназначенных для использования в процессе ее осуществления земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, транспортных средств и иных объектов требованиям, предусмотренным законодательством.

При этом в направляемом уведомлении нельзя указывать несколько видов деятельности. На каждый из них необходимо подавать отдельное уведомление. Для ведения туристической деятельности перечень видов деятельности, утвержденный Декретом     № 7, предусматривает оказание туристических услуг.

Субъект хозяйствования вправе начать осуществление туристической деятельности (турагентской, туроператорской) со дня, следующего за днем направления уведомления (при этом независимо от включения информации о субъекте хозяйствования, его деятельности и принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы, осуществления иных административных процедур).

В Республике Беларусь для систематизации и учета информации о субъектах туристической деятельности формируется реестр, ведение которого осуществляется Министерством спорта и туризма Республики Беларусь в порядке, установленном данным Министерством.

В реестр включаются сведения о субъектах туристической деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.
Дополнительных требований к субъектам хозяйствования для занятия туристической деятельностью в настоящее время не установлено.

Вместе с тем Правила оказания туристических услуг, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2014 г. № 1064, предусматривают, что служащие, занятые в организации туризма, должны отвечать квалификационным требованиям, установленным законодательством.

Так, например, руководитель туристической группы:
– осуществляет работу по предоставлению комплекса туристических услуг на маршруте в соответствии с программой тура, координирует исполнение услуг сторонними организациями в соответствии с заключенными договорами;
– поддерживает деловую репутацию исполнителей услуг в соответствии с предоставленными полномочиями;
– принимает участие в маркетинговых исследованиях, разработке программ обслуживания туристов, в разработке рекомендаций для туристов;
– вносит предложения по изменениям программ обслуживания с точки зрения пригодности маршрута для конкретной группы на основании изучения описаний его особенностей;
– выполняет иные функции в соответствии со своими должностными обязанностями.

К руководителю туристической группы, в зависимости от категории, предъявляются следующие требования:
– руководитель туристической группы I квалификационной категории: высшее образование, специальная подготовка, стаж работы в должности руководителя туристической группы II квалификационной категории не менее 2 лет;
– руководитель туристической группы II квалификационной категории: высшее образование, специальная подготовка, стаж работы в должности руководителя туристической группы не менее 2 лет;
– руководитель туристической группы: высшее либо среднее специальное образование, специальная подготовка без предъявления требований к стажу работы.
Законодательно также предусмотрены должностные обязанности и квалификационные требования к таким должностям служащих, занятых в организации туризма, как директор туристической организации, менеджер по туризму, специалист по туризму и прочие.

При подборе кандидатов субъект туристической деятельности обязан проверить соответствие кандидатов квалификационным требованиям предлагаемых должностей и четко определить для них должностные обязанности.

При организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания для туристов, экскурсантов субъекты хозяйствования вправе привлекать лиц, осуществляющих деятельность экскурсоводов, если экскурсии планируются на русском или белорусском языке, и гидов-переводчиков – для экскурсий на иностранном языке.

Применительно к лицам, осуществляющим деятельность экскурсоводов и гидов-переводчиков, также предъявляется требование о прохождении профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсовода, гида-переводчика. В настоящее время аттестацию экскурсоводов, гидов-переводчиков проводит государственное учреждение ”Национальное агентство по туризму“.

По итогам данной аттестации выдается свидетельство об аттестации, бэдж и перечень тем экскурсий, по которым пройдена аттестация. Срок действия свидетельства составляет пять лет и может быть неоднократно продлен на тот же срок при условии прохождения претендентом повышения квалификации.

Субъект туристической деятельности, привлекая экскурсовода, гида-переводчика, обязан проверить у него наличие вышеуказанных документов, а также ознакомиться с перечнем тем экскурсий, по которым пройдена аттестация, поскольку проведение экскурсоводом, гидом-переводчиком экскурсий по неаттестованным темам является основанием для приостановления действия свидетельства на срок до одного года.

Правоотношения с экскурсоводами, гидами-переводчиками могут строиться как на основании трудового договора, если экскурсовод, гид-переводчик является штатным сотрудником, так и гражданско-правового договора (например, договор подряда).