На территории Республики Беларусь с 22 июля 2014 года вступает в силу принятое Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь постановление от 21.05.2014 № 489/7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16».
Данным постановлением предусмотрен новый подход в отношении установки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в объектах торговли и услуг платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек.
Во-первых, изменен Перечень объектов, в которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы (далее — Перечень), в него включены:
• все павильоны и киоски (ранее — терминалами оснащались павильоны только с торговым залом);
• автомобили-такси;
• санатории, дома (базы) отдыха, оздоровительные центры (комплексы);
• диагностические станции, осуществляющие технический осмотр транспортных средств;
• кассы железнодорожных станций (при обслуживании более 250 пассажиров в сутки и наличии линий связи).
Также платежными терминалами будут оснащаться расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях) все торговые объекты (ранее — только розничные) и объекты общественного питания (ранее — только стационарные торговые).
Из Перечня исключены объекты бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 1 человека в смену.
Во-вторых, платежные терминалы должны быть установлены в тех объектах (согласно Перечню), в которых реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, деятельность в сфере игорного бизнеса:
• будут начаты после 22.07.2014 (терминалы должны быть установлены до начала реализации товаров, работ, услуг, осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса);
• осуществлялись в течение 2013 года и размер полученной выручки за указанный год по каждому объекту составил более (терминалы должны быть установлены до 01.01.2015):
— 7 500 базовых величин (975 млн. рублей);
— 15 000 базовых величин (1 950 млн. рублей) — по объекту системы потребительской кооперации;
— 3 750 базовых величин (487,5 млн. рублей) — по объекту бытового обслуживания населения.
• осуществляются и платежные терминалы не установлены (кроме вышеназванных объектов):
— с 01.07.2015 — в городах областного подчинения (в т.ч. в Могилеве и Бобруйске) и г. Минске;
— с 01.01.2016 — в городах районного подчинения;
— с 01.07.2017 — на всей территории Республики Беларусь.
Количество устанавливаемых в объектах платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования, игорных заведений.
В-третьих, все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить наличие платежных терминалов, обеспечивающих в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь.
В целях обеспечения своевременного исполнения обязанности по установке в объектах платежных терминалов субъектам хозяйствования целесообразно заранее до наступления указанных выше сроков (не менее чем за три месяца до возникновения обязанности) обратиться в банк по вопросу заключения договора на обслуживание держателей банковских платежных карточек в объектах торговли (услуг) и предоставление платежных терминалов.
Следует отметить, что в Республике Беларусь в настоящее время внедряется более современное и дешевое по сравнению с применяемыми в настоящее время платежными терминалами оборудование, используемое для безналичных расчетов.
Справочно: В Республике Беларусь разработано и внедрено в промышленную эксплуатацию специальное устройство — терминал «ГандлярОК» с соответствующим сервисом, обеспечивающее прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa, MasterCard и Maestro, эмитированные ОАО «АСБ Беларусбанк» и другими банками, а также проводится работа по возможности приема к оплате банковских платежных карточек платежной системы «БЕЛКАРТ». Учитывая низкую общую стоимость такого терминала (в 3 и более раза ниже по сравнению с обычным платежным терминалом) и возможность его использования в небольших объектах торговли и сервиса, данное решение позволит вовлечь в сферу безналичных расчетов посредством банковских платежных карточек значительное количество объектов торговли и сферы услуг, где установка стационарных платежных терминалов является затруднительной либо коммерчески неэффективной.
Ответственность за отсутствие платежных терминалов для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг установлена частью 1 статьи 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 100 базовых величин (до 15 млн. рублей), а на юридическое лицо — от 10 до 200 базовых величин (от 1,5 до 30 млн. рублей).
Пресс-центр инспекции Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь по Могилевской области
тел.: 29 40 61
Нарушение требований Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2013 № 119 «Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей» установили в ходе плановой проверки общества с ограниченной ответственностью сотрудники инспекции МНС по Ленинскому району г. Могилева № 2.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.05.2012 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями иными физическими лицами» (далее — Указ № 222) индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении розничной торговли товарами, отнесенными к товарным группам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 296 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — плательщики единого налога), с 01.07.2014 обязаны обеспечить наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) таких товаров, в местах их хранения, реализации и при их перевозке (транспортировке).
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 16.05.2014 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» установлено:
Три субъекта хозяйствования, совершивших сделки с субъектами, включенными в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, выявлено в результате контрольных мероприятий инспекцией МНС Республики Беларусь по Ленинскому району г.Могилева № 2 за январь-март 2014 года.
В 1 квартале 2014 года управлением контроля налогообложения организаций инспекции МНС Республики Беларусь по Ленинскому району г.Могилева № 2 установлено 18 фактов занижения (сокрытия) выручки от налогообложения в ходе проведения 28 выездных налоговых проверок действующих субъектов хозяйствования.
В 1 квартале 2014 года инспекцией МНС по Ленинскому району г. Могилева № 2 проведено 25 выездных проверок индивидуальных предпринимателей. По результатам поверок в бюджет доначислено 108,2 млн. рублей, в том числе налогов (сборов) — 70,9 млн. рублей.
За первый квартал 2014 года сотрудниками инспекции МНС по Ленинскому району Могилева № 2 установлены 8 фактов реализации товаров без документов, подтверждающих легальность их приобретения. По результатам проверок арестовано и обращено в доход государства товарно-материальных ценностей на общую сумму Br 1 384,2 млн. рублей Сумма административных штрафов составила Br 16,2 млн. рублей.
В результате контрольных мероприятий инспекцией МНС Республики Беларусь по Ленинскому району г.Могилева № 2 за январь-март 2014 года выявлено три субъекта хозяйствования, совершивших сделки с субъектами, включенными в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
В настоящее время в Республике Беларусь за захоронение отходов производства, содержащих вторичные материальные ресурсы, экологический налог уплачивается по повышенной ставке — 19 386 150 рублей за тонну (17 201 550 рублей за тонну — в 2013 году, 14 099 629 рублей за тонну — в 2012 году).