Информация по приему детей в среднюю школу на 1020 мест в границах улиц Крупской, Стасова, Гришина, Калужской г. Могилева

Документ без названия

Уважаемые родители!

1 сентября 2024 года вводится в эксплуатацию средняя школа на 1020 мест в границах улиц Крупской, Стасова, Гришина, Калужской   г. Могилева.
Решением администрации Ленинского района г. Могилева за данным учреждением образования закреплен следующий микрорайон жилых домов:
ул. Березовская, д.2,2а,6,8,10,10а,12,14,16,18,20,20а, ул. Гришина (четная и нечетная стороны от ул. Первомайская до ул. Крупской), ул. Крупской (д.1-34), ул. Первомайская (д.84,84а,90,92,94,101,103,105,107     ул. Стасова (д.2,9), пер. Базный, пер. Владимирова, пер. Крупской (четная и нечетная стороны), пер. Полыковический, пер. Смирнова,   пер. Стасова (д.6,36), пер. Товарный.

Прием заявлений в 1-9, 10* классы будет осуществляться            
с 12 июня 2024 г. по адресу: г. Могилев, ул. Гришина, 55 (ГУО «Средняя школа № 25 г. Могилева»), к. 111.
График приема заявлений

День недели Время

Понедельник

10.00 – 14.00

Вторник

14.00 – 18.00

Среда  

10.00 – 14.00

Четверг

15.00 – 19.00

Пятница

10.00 – 14.00

Суббота

10.00 – 12.00

*Планируется открытие 10 профильного класса военно-патриотической направленности, зачисление учащихся в который будет осуществляться на следующих условиях:
- отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам (математика и физика, математика и история Беларуси),
- средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов.
Учащиеся в течение учебного года посещают факультативное занятие «Готовы Родине служить!».

Контактные телефоны: +375 29 338 24 72; +375 29 683 95 66

Руководство учреждения образования

ЛЬГОТЫ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ КЛАССОВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Без вступительных испытаний в высшие военные учебные заведения и на военные факультеты гражданских ВУЗов зачисляются лица, прошедшие обучение в профильных классах военно-патриотической направленности при наличии в документах об образовании отметок не ниже 8 баллов по учебным предметам, соответствующих профильных испытаний, отметок не ниже 7 баллов по всем остальным учебным предметам, на следующие специальности:

УО «военная академия Республики Беларусь»:

управление подразделениями Сухопутных войск;
управление подразделениями ракетных войск и артиллерии;
управление воздушными судами государственной авиации;
управление воздушным движением в государственной авиации;
правовое обеспечение деятельности внутренних войск;
идеологическая работа в подразделениях Вооруженных Сил;
управление подразделениями разведки;
управление воздушно-десантными подразделениями;
эксплуатация специальных радиотехнических систем;
эксплуатация инфокоммуникационных и автоматических систем управления специального назначения;
эксплуатация систем радиомониторинга и радиопротиводействия;
эксплуатация авиационной техники и средств радиотехнического обеспечения полетов государственной авиации;
эксплуатация наземных систем вооружения.

Военный факультет в Белорусском государственном университете:

радиационная, химическая и биологическая защита;
геоинформационые системы.

Военно-технический факультет Белорусского национального технического университета:

экономика и управление;
эксплуатация наземных транспортных и технологических машин и комплексов;
строительство зданий и сооружений.

Военный факультет в УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»:

системы и сети инфокоммуникаций;
радиосистемы и радиотехнологии.

Военный факультет УО «Белорусская государственная академия авиации»:

эксплуатация аэродромов и средств наземного обеспечения полетов.

Военный факультет УО «Гродненский государственный университет им.Янки Купалы»:

тыловое обеспечение войск.

ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь»:

пограничная безопасность.

На места, оставшиеся после зачисления абитуриентов, вне конкурса при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 баллов по учебным предметам вступительных испытаний на вышеуказанные специальности зачисляются лица, прошедшие обучение в профильных классах военно-патриотической направленности и освоившие учебную программу факультативного занятия «Готовы Родине служить!»

Курсанту гарантируется:
- качественное бесплатное высшее образование;
- полное государственное обеспечение на время учебы;
- трудоустройство;
- достойная оплата труда;
- социальные гарантии военнослужащего;
- профессиональная карьера.

В период обучения курсанты обеспечиваются всеми видами довольствия:
- бесплатное обеспечение жильем;
- вещевое обеспечение;
- бесплатное обеспечение питанием;
- ежемесячное денежное довольствие.

Денежное довольствие курсантов:


Должность и воинское звание

Ежемесячные выплаты

Дополнительно отличникам

Дополнительно хорошистам

Дополнительно сиротам (ежемесячно)

Материальная помощь (1 раз в год)

I курс

Курсант, рядовой

621,60

103,60

51,80

207,20

1021,20

II – III курс

Курсант, рядовой

666,00

111,00

55,50

222,00

1021,20

IV курс

Курсант, рядовой

688,20

114,70

57,35

229,40

1021,20

Дополнительная информация:
+375 (29) 338-24-72 – директор школы Здорикова Людмила Евгеньевна
+375 (29) 820-49-80 – подполковник Гомолко Николай Михайлович

Возможность обучения по образовательной программе профессионально технического образования

Управление по труду, занятости и социальной защите Могилевского горисполкома предлагает гражданам из числа безработной молодежи, не поступивших в учебные заведения, о возможности обучения по образовательной программе профессионально технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего, с последующей выдачей диплома установленного образца по профессиям:
- электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (период обучения 12 мес);
- парикмахер (период обучения 10 мес).

Также возможно обучение и по другим специальностям на курсах профессионального обучения с получением профессии, востребованной на рынке труда:
- кондитер (период обучения 3 мес);
- контролер-кассир (период обучения 2 мес);
- мастер по маникюру и педикюру (период обучения 2 мес);
- официант (период обучения 2 мес);
- продавец (период обучения 2 мес);
- повар (период обучения 3 мес);
- слесарь по ремонту автомобилей, монтировщик шин и шинно пневматических муфт (период обучения 6 мес);
- швея (период обучения 4 мес).

По окончании обучения гражданам выдается свидетельство о присвоении квалификационного разряда.
По вопросам обучения обращаться в управление по адресу: г. Могилев, ул. Космонавтов, 17, каб.15, тел. 41-88-10, 41-88-37. При себе иметь: паспорт, аттестат, трудовую книжку (при ее наличии).

Закрепление за учреждениями общего среднего образования Ленинского района г.Могилева микрорайонов жилых домов для учета детей в возрасте до 18 лет включительно

Приложение
к решению администрации
Ленинского района г. Могилева
22 марта 2024 г. № 6-32,
10 мая 2024 г. № 9-28

Закрепление за учреждениями общего среднего образования Ленинского района г. Могилева микрорайонов жилых домов для учета детей в возрасте до 18 лет включительно

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 1 г. Могилева»:
б-р Ленина (д. 1-4, 6), пр-т Мира (д. 25, 25а, 25б, 25в, 25г, 25д, 27, 27а, 27б, 29, 33, 35, 35а, 37, 39), ул.Дзержинского (д. 3-5, 9, 11, 13), ул.Карпинского (д. 12, 14, 18, 20, 22, 24), ул.Клубный овраг (д. 14, 18), ул.Крыленко (д. 4, 6, 7, 9, 11), ул.Левая Дубровенка (д. 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 22а, 22б, 22в, 28, 32, 32а), ул.Ленинская (д. 33, 39, 41, 50а, 68, 81, 81а, 83), ул.Лепешинского (д. 12а, 14, 16, 16а,), ул.Миронова (д. 21, 23, 35), ул.Первомайская (д. 20, 20а, 22, 26, 26а, 27, 30, 31, 31а, 32, 40, 67, 69, 69а), ул.Пионерская (д. 29/24, 31, 33, 34, 35, 37, 39, 40, 43, 46, 48, 50, 52, 54), ул.Чехова (д. 1, 3, 5, 12, 16а, 18, 20, 30, 32), ул.Яцыно (д. 4, 6, 13, 15, 19, 23, 25), пер.Буянова, пер.Комиссариатский (д. 4, 5, 11, 17, 18, 24), пер.Красный, пер.2-й Крутой (д. 5, 5б), пер.Луганский (д. 4а, 6, 9), пер.4-й Октябрьский, пер.Республиканский (д. 1, 3, 9), пер.Т.Карпинской (д. 3, 6/33, 5б, 9, 11, 8, 8а, 10а, 12а, 14, 14а).

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 2 г. Могилева»:
Площадь Славы (д. 2, 4), ул.Болдина (д. 9), ул.Большая гражданская, ул.Боткина, ул.Дебрянский спуск, ул.Дзержинского (д. 17), ул.Комсомольская (д. 10/14, 10а, 14), ул.Котовского (д. 173-204), ул.Лазаренко (д. 4, 6, 9, 13, 15, 17), ул.Левая Дубровенка (д. 38, 38а, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 62, 62а, 64, 64а, 66, 70, 72, 74, 76, 76а, 78а, 80, 82), ул.Ленинская (д. 1/3, 4, 5, 5а, 6, 7, 7а, 8, 10, 11, 11а, 13-15, 19-22, 24), ул.Малая гражданская, ул.Первомайская (д. 1, 2, 3, 4а, 5/1, 6, 8, 9/2, 11-17, 17а,17б, 19, 21, 23а, 25), ул.Пионерская (д. 5/29, 12/25), ул.Правонабережная, ул.Республиканский спуск, ул.Социалистическая, ул.Сурты, ул.Трубницких, пер.Брамный, пер.Крестьянский, пер.1-й Крутой, пер.Медицинский, пер.Пожарный (д. 1, 1а, 3-6, 6а, 9-11, 13, 17, 21, 23), пер.Республиканский (д. 6, 7), пер.Слободской, пер.Ульяновский, пер.Чернышевского.

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 4 г. Могилева»:
ул.Баха (д. 13, 24, частный сектор), ул. Белякова, ул.Бурденко (д. 2, 4, 6, 8, 10, 12, 29, 24, частный сектор), ул.Вавилова (д. 1-7, 8, 10, 12, 17, 19, 21-25, 25а, 27), ул.Вербовая, ул.Госпитальная, ул.Интернациональная, ул.Кожедуба, ул.Космонавтов (д. 17, 21а, 25, 25а, 25б, 40, 48, 52, 52а, 38-94), ул.Лазаренко (д. 14, 16, 18, 20, 33, 34, 40а, 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 53, 53а, 54, 57, 57б, 59, 61, 63, 66, 66а, 69, 74), ул.Ломако, ул.Лысенко, ул.Мичурина, ул.Орбели, ул.Папанина (д. 5, частный сектор), ул.Покрышкина, ул.Правая Дубровенка, ул.Расковой, ул.Садовая, ул.Сенная, ул.Струшня, ул.Чкалова (д. 12, частный сектор), пер.Горный, пер.Жуковского, пер.1-й, 2-й, 3-й Кожедуба, пер.1-й, 2-й Кузнецкий, пер.Мысова, пер.Рылеева, пер.Солнечный, пер.1-й, 2-й, 3-й Струшенский овраг, пер.Чкалова, пер.Шиповный.

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 8 г. Могилева»:
ул.8 Марта, ул.Актюбинская, ул.Белинского (д. 2, 4, 6, 9, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26), ул.Белорусская, ул.Ботовкина, ул.Варшавская, ул.Ватутина, ул.Витебский тупик, ул.Волгоградская, ул.Грибоедова, ул.Декабристов, ул.Добровольского, ул.Доватора, ул.Каманина, ул.Каховская, ул.Кирова (д. 1, 3, 4, 4а, 4б, 6, 8, 10-14, 16-22, 22а, 23, 23а, 24-26, 26а, 28, 28а, 30, 30а, 32, 34), ул.Ключевая, ул.Коваленко, ул.Короленко, ул.Краснодарская, ул.Краснознаменная, ул.Красноярская, ул.Криничная, ул.Крупской (д. 15, 43, 45, 47, 49, 49а, 49б, 51, 51а, 64, 70, 70а, 72, 72а, 74, 76, 78, 80, 82, 84, 86, 88, 90, 92, 94, 96, 104, 106, 108, 110, 112), ул.Львовская, ул.Макаренко, ул.Могилевская, ул.Мопровская, ул.Московская, ул.Оборонная, ул.Одесская, ул.Омская, ул.Осипенко, ул.Павлодарская, ул.Первомайская (д. 115-119, 119а, 122, 123, 125, 127-135, 137, 137а, 137б, 137в, 139, 141-144, 144а, 146, 148-153 (кроме д. 150б, 150в, 150г, 150д, 152б, 152в, 152д), 153а, 155-166, 168-170, 172-189, 189а, 190-217, 219, 221, 223, 225, 229, 231, 233, 235, 237, 239, 241, 243, 245, 247, 249, 257), ул.Планетная, ул.Пономаренко, ул.Привокзальная, ул.Пролетарская, ул.Свободы, ул.Северная, ул.Серова, ул.Степная, ул.Талалихина, ул.Томская, ул.Ушакова, ул.Филатова, ул.Хальзунова, ул.Чапаева, ул.Шкловское шоссе, пер.Актюбинский, пер.1-й Актюбинский, пер.Алмазный, пер.Белинского, пер.Гончарова, пер.Грибоедова, пер.Декабристов, пер.Иркутский, пер.Камчатский, пер.Каховский, пер.Короленко, пер.Кубанский, пер.8 Марта, пер.Минский, пер.Нефтяной, пер.Оршанский, пер.Связной, пер.Сибирский, пер.1-й, 2-й Смоленский, пер.Степной, пер.Томский, пер.1-й, 2-й, 3-й, 4-й Томский, пер.Транспортный, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й Транспортный, пер.Широкий, пер.Шопена (д. 6, 8, 12, 12а, 16а).

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 9 г. Могилева»:
пр-т Мира (д. 57, 59, 59а, 61), ул.Альховская, ул.Бетховена, ул.Б. Машековская, ул.Гвардейская (д. 1-28), ул.Дарвина, ул.Ельская, ул.Индустриальная (д. 1-10), ул.Кашановская, ул.Кедровая (д. 1-32), ул.Кирпичная, ул.Кобринская (д. 1-32), ул.Королева (д.15), ул.Котовского (д. 1-172), ул.Курганская, ул.Ломоносова (д.1—39), ул.М. Машековская, ул.Машековская (д. 13, 13а), ул.Миколуцкого (д. 8, 10), ул.Наталинская, ул.Народного Ополчения (д. 3, 7, 9, 22, 24), ул.Ольчинская, ул.Осовиахимовская, ул.Подгорная (д. 1-54), ул.Пойменная, ул.Прожекторная, ул.Прокатная, ул.Скрынникова, ул.Суворовская, ул.Тимирязевская (д. 4-11), бул.Юбилейный (д. 17, 19, 21, 23, 27), пер.Бахарева, пер.Воронежский, пер.Гатченский, пер.Круглый, пер.Крымский, пер.Курский, пер.Ломоносова, пер.1-й Ломоносова, пер.Марата, пер.Минометный, пер.Обувной, пер.Орловский, пер.Пестеля, пер.Писарева, пер.Подгорный (д. 1–9), пер.Прямой, пер.1-й Прямой (д. 1-3), пер.Рабочий, пер.Революционный, пер.Саратовский, пер.Тимирязевский, пер.1-й, 2-й Тимирязевский, пер.Тульский, пер.Тупиковый, пер.Угловой, пер.Учебный, пер.Шуберта, Национальный спуск.

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 11 г. Могилева имени М.Т.Романова»:
ул.Быховская, ул.Воровского, ул.Громова, ул.Игорянская, ул.Ижевская, ул.Калининградская, ул.Кобзаревского, ул.Красного Флота, ул.Леваневского, ул.Майкопская, ул.Менжинского, ул.Панфиловская, ул.Плеханова, ул.Промышленная, ул.Пугачёва, ул.Романова, ул.Рыночный тупик, ул.Седова, ул.Толстого, ул.Челюскинцев (д. 12, 46, 52, 54, 60, 64, 64б, 66а), ул.Черняховского, ул.Щорса, пер.Азовский, пер.Баумана, пер.Брюсова, пер.Вишневый, пер.Даргомыжского, пер.Джамбула, пер.Ивановский, пер.Красного Флота, пер.Красной Кавалерии, пер.1-й, 2-й Леваневского, пер.1-й, 2-й Ленинградский, пер.Менжинского, пер.Невельский, пер.Овражный, пер.Офицерский, пер.Петровский, пер.Рыбинский, пер.Стальского, пер.Сусанина, пер.Трубный, пер.Упорный.

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 12 г. Могилева»:
пос.Дачный, ул.Архитектурная, ул.Б.Хмельницкого, ул.Бакунина, ул.Борисовская, ул.Бородина, ул.Брянская, ул.Годуванцева, ул.Дачная, ул.Инженерная, ул.Качалова, ул.Клайпедская, ул.Лавочкина, ул.Лермонтова, ул.Машиностроительная, ул.Молодежная, ул.Москвина, ул.Надточеева, ул.Народная, ул.Некрасова, ул.Н.Карабановская (д. 45-87), ул.Пашковская, ул.Печерская, ул.Пинская, ул.Праздничная, ул.Спартаковская, ул.Сурганова (д. 43, 49, 50, 54, 54а, 54в, 54г, 54д, 56-59, 59а, 60а, 60в, 61-71, 71а, 73-75, 77, 77а, 80, 86, 88, 92, 96, 100, 102, 104, 104а, 112а), ул.Текстильщиков, ул.Тургенева, ул.Шолохова, ул.Яковлева, пер.Багратиона, пер.Годуванцева, пер.Жлобинский, пер.Ильюшина, пер.Кавказский, пер.Казимировский, пер.1-й Казимировский, пер.Карабановский, пер.1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й Карабановский, пер.Качалова, пер.Ковровый, пер.Мартовский, пер.Машиностроительный, пер.1-й, 2-й Машиностроительный, пер.Музыкальный, пер.1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й Некрасова, пер.Нижний, пер.Пашковский, пер.Печерский, пер.Пинский, пер.Слуцкий, пер.Спартаковский, пер.1-й Спартаковский, пер.Тихий, пер.Юношеский.

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 15 г. Могилева»:
ул.Криулина (д. 4, 6, 6а, 8, 8а, 8б, 8в, 8г, 8д, 10, 10б, 10в, 10г, 10д, 12, 17, 21, 23, 25, 29, 31, 33, 33а, 33б, 35, 35а, 37, 37а, 43, 45, 47, 49, 51, 53), ул.Крупской (д. 116-138, 178, 180, 182, 184, 186, 186а, 186б, 188, 190, 192, 192а, 194, 196, 198, 200, 202, 204, 204а, 206, 208, 210, 210а, 212, 214), ул.Кулибина (д. 2, 3), ул.Подольская (д. 1, 3, 5, 5а, 7а, 9, 11, 13, 15, 17, 21, 23, 29), ул.Сормовская (д. 7, 7а, 9, 11, 13, 15, 15а, 17, 17а, 19, 21, 23, 25, 25а, 27а, 29, 29а, 31), пер.Карьерный, пер.1-й, 2-й, 3-й Карьерный, пер.Мечникова (д. 3, 3а, 5, 7, 7а, 9, 9а, 11) пер.3-й Мечникова (д. 2а, 4-12, 16, 19), пер.4-й Мечникова (д. 3, 3а, 4а, 7, 12).

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 19 г. Могилева имени М.Ф.Сафонова»:
ул.Авиаторов, ул.Аграрная, ул.Бадерко, ул.Будапештская, ул.Бухарестская, ул.Константина Владимирова, ул.Встречная, ул.Дубровенский шлях, ул.Калиновского, ул.Карасева, ул.Качанова, ул.Кишиневская, ул.Комарова, ул.Краснозвездная, ул.Латышская, ул.Михаила Метельского, ул.Минское шоссе (д. 1-20, 20а, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 42), ул.Пелагеевская, ул.Профсоюзная, ул.Ровчакова, ул.Михаила Сафонова, ул.Слепокурова, ул.Софиевская, ул.Ф.Скорины, ул.Яблоневая, пер.1-й, 2-й, 3-й, 4-й Аграрный, пер.1-й, 2-й Калиновского, пер.Карасева, пер.1-й, 2-й Латышский, пер.Сараканайский.

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 21 г. Могилева»:
пр-т Мира (д. 10, 12, 16, 18, 20), ул.Бонч-Бруевича, ул.Добролюбова (д. 3, 5, 7), ул.Достоевского, ул.Езерская, ул.Индустриальная (д. 11, 26), ул.Карабановская (д. 12, 14, 16, 16а, 18, 26, 28, 28а), ул.Кедровая (д. 33, 34, 36, 37), ул.Кобринская (д. 33, 35, 37, 38, 40), ул.Курако, ул.Ленинская (д. 85, 87), ул.Первомайская (д. 42, 42а, 44, 46, 48, 50, 60, 60а, 62, 64, 72, 95), ул.Пржевальского, ул.Селянская, ул.Тимирязевская (д. 13, 18, 27а, 29, 32, 34, 36, 42, 44), ул.Урицкого, ул.Фурманова, пер.Ветреный, пер.Липовая аллея, пер.3-й Октябрьский (д. 4, 7, 7а, 11).

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 22 г. Могилева»:
ул.Авиационная, ул.Байдукова, ул.Бобруйская, ул.Вагонная, ул.В.Карабановская, ул.Войкова, ул.Вокзальная, ул.Володарского, ул.1-я, 2-я Железнодорожная, ул.Карабановская, ул.К.Цеткин, ул.Кольцова, ул.Красина, ул.Лазо, ул.Менделеева, ул.Н.Карабановская (д. 1-44), ул.Орловского (до ул.Карабановской), ул.Паровозная, ул.Р.Люксембург, ул.Станиславского, ул.С.Карабановская, ул.Юмашева, пер.Донской, пер.1-й, 2-й Донской, пер.Кренкеля, пер.Рельсовый, пер.Семафорный, пер.Угольный, пер.Февральский, пер.1-й, 2-й, 3-й Февральский, пер.Черниговский, ул.Первомайская, д. 150б, 150в, 150г, 150д, 152б, 152в, 152д.

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 23 г. Могилева»:
пр-т Мира (д. 1, 5, 7, 7а, 9, 11, 13, 15, 17, 17а, 19, 19а, 21, 23б, 23в, 23г, 23д), ул.Космонавтов (д. 4, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 34а), ул.Циолковского (д. 5-9, 14), пер.Колхозный (д. 6, 8).

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 25 г. Могилева»:
ул.30 лет Победы (д. 2, 4, 8, 8а), ул.Белинского (от ул.Крупской частный сектор; д. 44, 48, 50), ул.Березовская (д. 22, 26, 28, 30, 32, 34, 40, 42), ул.Вильямса, ул.Гришина (д. 26-87, в т.ч. д. 70), ул.Дорожная (до ул.Кирова), ул.Калужская, ул.Мазалова (д. 1, 2, 4), ул.Репина, ул.Стасова (кроме д. 2, 9), ул.Шоссейная, пер.Березовский, пер.Гоголя (д. 1, 2, 13, 15а, 15б, 19, 21, 23, 33а), пер.Дорожный, пер.1-й, 2-й, 3-й Калужский, пер.Крупской (от ул.Крупской), пер.Стасова (кроме д. 6, 36), пер.1-й Стасова, пер.1-й, 2-й, 3-й Челябинский.

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 26 г. Могилева»:
пос.Верхняя Струшня, пос.Загорский, пос.Могилев-2, ул.Заслонова, ул.Киевская, ул.Космонавтов (д. 39, 41, 41а, 41б, 45, 47, 47а, 49), ул.О.Касаева, ул.Партизанская, ул.Пархоменко, ул.Строителей (д. 2, 3, 5, 7, 8, 9, 9а, 10, 11а, 12, 13, 13а, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 21а, 22а, 22б, 22в, 23, 23а, 24, 24а, 25, 26, 26а, 28а, 29, 30, 30а, 32, 32а, 34, 36, 38, 40), ул.Титова, пер.Ванцетти, пер.Корнышева, пер.Котельникова, пер.Лагоды, пер.Моцарта, пер.Пожарского, пер.Сакко, пер.Цимлянский, ул.А.Пысина (д. 2б, 2в, 2г, 4а, 4б, 4в, 6, 6а, 6б, 10, 10а, 10б, 10г).

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 27 г. Могилева»:
ул.Кутузова (д. 1, 4, 6), ул.Орловского (д. 1-12, 14, 15а, 15б, 17-20, 20а, 22, 24г, 24д, 26, 28, 28а, 30, 30а, 30б, 30г, 32, 34, 36, 42), ул.Сурганова (д. 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 51, 52, 60), ул.Якубовского (д. 13, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 33, 35, 37, 37а, 39, 41, 43), пер.Орловского (д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7а, 9).

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 28 г. Могилева»:
ул.Вишневецкого (д. 2, 6, 10, 10г, 16), ул.1-я, 2-я, 3-я, 4-я Коллективная, ул.Печеринка, ул.Ямницкая, пер.1-й — 10-й Ямницкий, пер. 1-й, 2-й Печеринский.

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 31 г. Могилева»:
б-р Днепровский (д. 4, 4а, 6, 6а, 8, 10, 12, 14, 18, 20, 22, 22а, 24, 26, 28, 28а, 30, 34, 34а), б-р Юбилейный (д. 1а, 3, 5 ,7, 7а, 7б, 9, 9а, 9б, 15), ул.Бетховена, ул.Королева (д. 19, 21, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 35а, 37, 39, 41/36), ул.Ломоносова (д. 40-91в), ул.Народного Ополчения (д. 2-4, 4а, 6-10, 10а, 12, 14, 16, 16а, 18, 20, 20а), ул.Подгорная (д. 55-108), пер.Бетховена, пер.Верхний, пер.В.Хоружей, пер.Планерный, пер.Подгорный (д. 9, 11, 13, 15, 16–26), пер.9-й Подгорный, пер.Речной, пер.Стрелковый.

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 33 г. Могилева»:
ул.Гвардейская (д. 28–61), ул.Гришина (д. 102, 102а, 102б, 104, 104а, 106, 106а, 106б, 106в, 108а, 110, 112, 116, 118, 118а, 120, 122, 122а, 124, 126), ул.Днепровский бульвар (д. 42, 46, 48, 50, 50а, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 66, 68), ул.Королева (д. 6а, 6б, 6в, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24), ул.Ломоносова (д. 92-127), ул.Подгорная (д. 101-139, 102-148), ул.Саперная, ул.Танковая, пер.Орловский, пер.Пехотный, пер.1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 10-й Подгорный.

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 35 г. Могилева имени К.Г.Владимирова»:
ул.3 июля (д. 5, 7/1, 7/2, 12), ул.30 лет Победы (д. 10, 12, 20, 22, 22а, 22б, 22в, 24, 24а, 26, 26а, 26б, 28, 30, 32, 32а, 32б, 34, 36, 36б, 38, 40, 42, 42а, 44, 46), ул.Артиллерийская (д. 2), ул.Гоголя (д. 30, 32, 34, 36, 36б, 38), ул.Кирова (д. 53, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73), ул.Крупской (д. 55, 55а, 59, 59а, 61, 61а, 63, 65, 69, 69а, 75а, 81а, 85, 85а, 87, 87а, 87б, 89, 89а, 89б, 91, 95, 95а, 97, 103, 105/1, 105/2, 105/3, 105/4, 107/1, 107/2, 107/3, 109/1, 109/2, 109а, 111, 111б), ул.Северная (д. 26), ул.Шоссейная (д. 37, 39, 41), ул.Я.Купалы (д. 1, 3-6, 8, 15, 26), пер.Гоголя (д. 4, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 17, 18, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37).

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 40 г. Могилева»:
ул.Жемчужная (д. 2, 2а, 2б, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 20а, 23, 25, 27), ул.Каштановая (д. 5-8, 10, 13, 15, 17-19, 19а, 20, 20а, 21, 21а, 22, 22а, 23, 23а, 24, 24а, 25-27, 29, 32 — 35, 37), ул.Крупской (д. 121, 123, 123а, 125, 133, 135), ул.Турова (д. 2, 2а, 4, 6, 8, 10, 12, 12а, 12б, 14, 16, 18, 20, 24).

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 45 г. Могилева»:
ул.Бялыницкого-Бирули (д. 4-8, 8а, 10, 11а, 14, 18, 18а, 20), ул.Беличий Кут, ул.Э.Волосевича, ул.П.Головоча, ул.Еловая, ул.Я.Журбы, ул.Загородное шоссе (д. 33, 35, 37, 41), ул.Зорны Шлях, ул.В.Карпеченко, ул.В.Коваля, ул.А.Кондрусевича, ул.А.Кулешова (д. 1а, 3, 5, 7, 9, 12, 14, 22, 24, 28, 30, 32), ул.Лесной ручей, ул.Н.Лукьянова, ул.Масленникова, ул.В.Матэушева, ул.Поэтичная, ул.А.Пысина (д. 5, 7, 11, 15, 17, 21, 21а, 21б, 23, 25, 31, 35, 37, 39, 43, 47, 49, 51), ул.Речная, ул.Ручейная, ул.Сербантовича, ул.М.Смотрицкого, ул.Н.Судиловского, ул.Я.Усикова, ул.П.Шестерикова, ул.Ф.Шимкевича, ул.Якубовского (д. 40, 42, 50, 56, 60, 62, 66, 70, 74, 76, 82, 90), пер.Бялыницкого-Бирули (д. 4), пер.1-й, 2-й, 3-й, 4-й Бялыницкого-Бирули, пер.1-й, 2-й Еловый, пер.В.Карпеченко, пер.1-й, 2-й В.Карпеченко, пер.Лукьянова, пер.В.Масленникова, пер.В.Матэушева, пер.Рамонкавае Поле.

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 46 г. Могилева»:
ул.Грюнвальдская (д. 1, 2, 4–7, 10, 11, 12, 14, 16, 19, 20, 21, 23, 25, 26, 27), ул.Т.Гартного (д. 6, 8, 10, 14, 16, 18, 20), ул.Минское шоссе (д. 44, 46), ул.Л.Сапеги (д. 4, 6, 10, 12), пер.Приснянский, пер.Сеньковский, пер.Сумароковский.

Государственное учреждение образования
«Гимназия № 2 г. Могилева»:
ул.Загородное шоссе (д. 31), ул.Якубовского (д. 45, 45а, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63, 65а, 67, 69, 69а, 83, 85, 87), пер.Загородный (д. 4а, 6а, 10в, 10г, 14, 14а, 14б, 16а, 18а, 22, 24, 24а, 28, 30, 34), ул.Звенигородская (д 9, 11).

Государственное учреждение образования
«Гимназия № 3 г. Могилева»:
ул.Буденного (д. 15/34), ул.Карла Маркса (д. 28, 28а, 31, 32, 33), ул.Ленинская (д. 26, 28, 28а, 30, 30а, 32, 34, 38, 40, 42, 44/13, 45/12, 46, 48, 49/20, 59), ул.Лепешинского (д. 18, 22/36, 20/49), ул.Пионерская (д. 30, 32, 36/22).

Объект «Строительство средней школы
на 1020 мест в границах улиц Крупской,
Стасова, Гришина, Калужской г. Могилева
с благоустройством прилегающей территории»:
ул. Березовская, д. 2, 2а, 6, 8, 10, 10а, 12, 14, 16, 18, 20, 20а, ул. Гришина (четная и нечетная стороны от ул. Первомайской до ул. Крупской), ул. Крупской (д. 1-34), ул. Первомайская (д. 84, 84а, 90, 92, 94, 101, 103, 105, 107), ул. Стасова (д. 2, 9), пер. Базный, пер. Владимирова, пер. Крупской (четная и нечетная стороны), пер. Полыковичский, пер. Смирнова, пер. Стасова (д. 6, 36), пер. Товарный.

Аттестация в порядке экстерната

Если вы своевременно не получили общего базового или общего среднего образования и в настоящее время не обучаетесь в учреждениях общего среднего, профессионально-технического или среднего специального образования вы можете пройти итоговую аттестацию в порядке экстерната.

Экстернат — процедура итоговой аттестации учащегося, которая выражается в выставлении экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана базовой школы при освоении содержания образовательной программы базового образования, типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательной программы среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе выпускные экзамены, и (или) в выставлении отметок из справки об обучении.

Экстерн — учащийся, который полностью или частично освоил содержание образовательной программы базового образования или образовательной программы среднего образования самостоятельно либо в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, и в целях подтверждения этого при наличии уважительных причин неосвоения указанных программ в учреждении образования допущен к аттестации в порядке экстерната.

Решение о допуске к аттестации в порядке экстерната принимается органом управления образованием местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) лица.

Аттестация в порядке экстерната проводится государственным учреждением общего среднего образования, которое определяется отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа и в соответствии с инструкцией об аттестации в порядке экстерната, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 8 августа 2022 г. № 234.

Формой аттестации в порядке экстерната является экзамен, в том числе выпускной экзамен. Экзамены, за исключением выпускных экзаменов, проводятся в устной форме.

Всем желающим пройти итоговую аттестацию в порядке экстерната необходимо подать заявление в отдел по образованию администрации Ленинского района г.Могилева (пр. Мира, 55а, телефон для справок: 73 84 59) с 3 января по 25 апреля. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.

При себе необходимо иметь свидетельство о рождении или документ, удостоверяющий личность, документ об образовании в оригинале (справка, свидетельство об общем базовом образовании), академическую справку (для обучавшихся в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования и не получивших общего среднего образования).

Дополнительно по вопросам аттестации в порядке экстерната по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования разъясняем следующее.

По вопросу прохождения экстернами итоговых испытаний в виде централизованного экзамена по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

В случае, если гражданин не завершил обучение на уровне общего среднего образования, аттестат об общем среднем образовании он может получить путем прохождения процедуры аттестации в порядке экстерната по итогам обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.

В соответствии с пунктом 1.12 статьи 29 Кодекса Республики Беларусь об образовании экстерн – лицо, принятое (зачисленное) в государственное учреждение общего среднего образования для прохождения аттестации в порядке экстерната. Таким образом, на экстернов распространяется действие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.

Согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 23.08.2022 № 278 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2022/2023 учебном году», по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося), по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося).

Учитывая, что итоговые испытания в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального образования, проводятся в ином виде, экстерны по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования проходят два итоговых испытания в виде централизованного экзамена в письменной форме.

По учебным предметам, которые экстерн выбрал для прохождения централизованного экзамена, в аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средней арифметической итоговой отметки по данному учебному предмету из справки об обучении (если имеется), и отметки, полученной на централизованном экзамене. По остальным учебным предметам в аттестат об общем среднем образовании выставляются положительные итоговые отметки из справки об обучении.

По вопросу сроков прохождения экстернами итоговых испытаний в виде централизованного экзамена

Согласно Инструкции об аттестации в порядке экстерната, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 08.08.2022 № 234, заявление и документы для принятия решения о допуске лица к аттестации в порядке экстерната, предусмотренные частью первой пункта 3 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании, подаются в структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отдел (управление) образованием), с 3 января по 25 апреля.

Пунктом 18 Инструкции по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 № 184, установлено, что регистрация участников централизованного экзамена осуществляется в период с 1 по 20 апреля – для участия в основные сроки проведения централизованного экзамена и в срок не позднее 3 календарных дней до проведения централизованного экзамена – в  резервные дни и иные сроки.

Таким образом, если гражданин, подавший документы на аттестацию в порядке экстерната, зачислен в учреждение образования и зарегистрирован в установленном порядке на прохождение централизованного экзамена до 20 апреля, то он пройдет централизованный экзамен в основные сроки (14 мая 2023 г., 21 мая 2023 г.).

Гражданин, который подал документы на аттестацию в порядке экстерната до 25 апреля, но не зарегистрирован в установленном порядке на прохождение централизованного экзамена до 20 апреля, централизованный экзамен будет проходить в резервные дни проведения централизованного экзамена в мае месяце (23 мая 2023 г., 25 мая 2023 г.).

При подаче заявления о допуске лица к аттестации в порядке экстерната после 25 апреля, централизованные экзамены он может пройти в резервные дни, совпадающие с датами проведения централизованного тестирования (как правило июль месяц), иные сроки (21 августа 2023 г., 23 августа 2023 г.)

Вакцинация против гриппа - правильный выбор

ГРИПП – массовая  воздушно-капельная инфекция, не щадящая ни взрослых, ни детей.

ГРИПП коварен:
- передается легко и незаметно, один заболевший может
заразить до 40 здоровых людей;
- опасен осложнениями: воспалением легких
(пневмонией), воспалением бронхов (бронхитом), воспалением сердечной мышцы (миокардитом), воспалением среднего уха (отитом);
- риск заболеть есть у каждого, наибольшая угроза - для маленьких детей, пожилых людей, беременных женщин, лиц с хроническими заболеваниями (сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, эндокринной системы).

ПОЧЕМУ ВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ ГРИППА – ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ?

При проведении прививок против ГРИППА:
- обеспечивается защита от вирусов гриппа, актуальных для предстоящего
сезона;
- снижается  заболеваемость острыми респираторными инфекциями;
- отсутствуют осложнения, связанные с заболеванием;
- назначение проводится  врачом с предварительным осмотром  и опросом; 
- иммунитет развивается через 14-21 день после вакцинации и обеспечивает защиту от заболевания гриппом в течение 6-12 месяцев.

ПРИВИВАТЬСЯ  нужно   ЕЖЕГОДНО:  из-за изменчивости вирусов гриппа  иммунитет, который выработался в прошлом  году, не спасет от гриппа в этом.

ОПТИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ  для прививки: СЕНТЯБРЬ–НОЯБРЬ 
( чтобы к подъему заболеваемости сформировалась высокая иммунная защита).

ГРИПП и его последствия лучше ПРЕДУПРЕДИТЬ, чем ЛЕЧИТЬ.

СДЕЛАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ  ВЫБОР -   ЗАЩИТИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ!

К новому 2024/2025 учебному году

 

В 2024/2025 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – со 2 сентября 2024 г. по 26 октября 2024 г.;
вторая – с 4 ноября 2024 г.  по 24 декабря 2024 г.;
третья – с 8 января 2025 г. по 22 марта 2025 г.;
четвертая – с 31 марта 2025 г. по 31 мая 2025 г., а для учащихся IX (X), XI (XII) классов с 31 марта 2025 г. по 23 мая 2025 г.

 

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 8 дней с 27 октября 2024 г. по 3 ноября 2024 г. включительно;

зимние – 14 дней с 25 декабря 2024 г.  по 7 января 2025 г.  включительно;

весенние – 8 дней с 23 марта 2025 г.  по 30 марта 2025 г.  включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2025 г.  по 31 августа 2025 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2025 г. по 31 августа 2025 г. включительно.

Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 17 февраля 2025 г. по 23 февраля 2025 г. включительно продолжительностью 7 дней.

 

Ребенок первый раз идет в школу. Советы родителям

Ребенок первый раз идет в школу. Советы родителямРебенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу? Обсудим вопросы, которые задаются чаще всего родителями.

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 2 июня по 28 августа подают следующие документы:

- заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
- медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
- свидетельство о рождении ребенка.

Вопрос 3. Правомерно ли проведение в школах тестирования детей, поступающих в первый класс?

Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

Вопрос 4. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

Не обязательно.

Вопрос 5. Первые классы – это классы школы или группы дошкольного учреждения?

Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. По решению местных исполнительных и распорядительных органов власти они могут размещаться как на базе школы, так и на базе дошкольных учреждений.

Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.

Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Учащиеся первых классов в данном случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения.

В период каникул, в том числе дополнительных в течение учебного года и летних, учащиеся первых классов могут посещать дошкольное учреждение на общих основаниях.

Вопрос 6. Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности.

С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

- уроки проводятся только в первую смену;
- для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
- каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
- учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
- в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
- продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
- продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут.
- домашние задания учащимся не задаются.

Вопрос 7. Как же оцениваются результаты обучения первоклассников?

В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

Вопрос 8. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего, важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе  есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

Вопрос 9. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется  государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги. Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Поощряйте все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

Вопрос 10. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний. Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться.

Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.
Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Вопрос 11. Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе. Учебно-методический комплекс для первого класса включает: учебное пособие «Солнышко-Сонейка», учебник «Букварь», тетради на печатной основе – «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо», учебник «Математика» в двух частях, учебник «Человек и мир».

Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.

Первокласснику необходимы:
- школьный ранец, портфель или рюкзак
- набор цветных ручек
- фломастеры и карандаши
- ластик
- точилка
- обложки для тетрадей и книг
- пенал
- линейка
- краски (акварельные или гуашь)
- альбом для рисования
- набор кисточек.

Вопрос 12. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе. После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

 

Родителям можно посоветовать: 

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд наприроду, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. Иобязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Дажеесли ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один разв году – праздник школы. Ведь это же так здорово - «первый раз в первыйкласс»!

Отдел по образованию информирует граждан. Ответы на популярные вопросы

Что такое экстернат и кто такой экстерн?
Согласно статье 163 Кодекса Республики Беларусь об образовании экстерн – учащийся, который полностью или частично освоил содержание образовательной программы базового образования или образовательной программы среднего образования самостоятельно либо в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, и в целях подтверждения этого при наличии уважительных причин неосвоения указанных программ в учреждении образования допущен к аттестации в порядке экстерната.
Экстернат - процедура итоговой аттестации учащегося, которая выражается в выставлении экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательной программы среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе выпускные экзамены, и (или) в выставлении отметок из справки об обучении.

Каким документом регулируется получение аттестата путем прохождения процедуры экстерната?
Получение аттестата путем прохождения процедуры экстерната регулируется Инструкцией об аттестации в порядке экстерната, утвержденной постановлением Министерства образования Республики  Беларусь от 8 августа  2022 г. № 234.

Когда и куда нужно подавать документы на прохождение экстерната и получения аттестата об общем среднем образовании? Какие для этого нужны документы?
В соответствии с Инструкцией об аттестации в порядке экстерната, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 8 августа  2022 г. № 234, решение о допуске к аттестации в порядке экстерната принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) лица на основании его заявления (заявления законного представителя несовершеннолетнего), которое необходимо подать в апреле (до 25 апреля) года аттестации в порядке экстерната.
При подаче заявления о прохождении аттестации в порядке экстерната необходимо представить свидетельство о базовом образовании, справку об обучении в учреждении среднего специального или профессионально-технического образования, предъявить документ, удостоверяющий личность.

Что делать, если пропустил сроки подачи документов?
Документы, поданные в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа после 25 апреля года аттестации в порядке экстерната, принимаются для рассмотрения с согласия Министерства образования Республики Беларусь. Соответствующее согласие Министерства образования Республики Беларусь на прохождение аттестации в порядке экстерната может быть дано только при наличии подтвержденных уважительных причин пропуска срока подачи документов (призыв на срочную военную службу или увольнение со срочной военной службы по окончании срока военной службы по призыву, выезд за границу на временное или постоянное место жительства, служебная командировка, по состоянию здоровья и другое).
В случае, если у заявителя нет подтвержденных уважительных причин пропуска сроков подачи документов, то у него сохраняется право на подачу документов в следующем году (с 3 января до 25 апреля).

В какие сроки отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа принимает решение о допуске к аттестации в порядке экстерната?
Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа рассматривает документы, которые поступили, и в срок до 1 мая:
определяет учебные предметы, по которым необходимо сдать экзамены;
определяет учебные предметы, по которым отметка выставляется из справки об обучении;
определяет учреждение образования, в котором будет проводиться аттестация в порядке экстерната;
направляет в учреждение образования решение о допуске к итоговой аттестации; информирует заявителя о допуске к аттестации в порядке экстерната либо отказе. Отказ должен быть мотивированным.

В чем суть аттестации для получения аттестата об общем среднем образовании в порядке экстерната?
Аттестация в порядке экстерната состоит из выставления экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательных программ среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе выпускные экзамены, и (или) из выставления отметок из справки об обучении.
По информации Министерства образования.

Попечительский совет

Что такое попечительский совет и кто принимает решение о его создании?
Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.

Каким документом регламентируется деятельность попечительских советов в республике?
Деятельность попечительских советов осуществляется в соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 146 (в ред.постановления МО РБ от 16.08.2022 № 266).

Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета школы?
Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года.
В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.

Имеет ли право руководитель учреждения образования привлекать для финансирования школы средства родителей?
В соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования финансирование учреждений общего среднего образования может осуществляться из разных источников, не запрещенных законодательством. Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе. Перечисление средств осуществляется по квитанции на расчетный счет учреждения образования.

Как формируются финансовые средства попечительского совета?
Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.

Могут ли члены родительского комитета инициировать сбор (перечисление) денежных средств учреждению образования?
Недопустимо выполнение функций попечительского совета членами родительского комитета.

Общее среднее образование

Я учусь в учреждении среднего специального образования. Могу ли я после его окончания получить аттестат об общем среднем образовании?
Согласно пункту 1 статьи 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании, документ об образовании – документ государственного образца, подтверждающий освоение обучающимся содержания соответствующей образовательной программы. В соответствии с пунктом 3 статьи 188 Кодекса Республики Беларусь об образовании при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивается получение общего среднего образования.
Таким образом, в случае окончания учебы в учреждении среднего специального образования и получения документа установленного образца, получение второго документа, подтверждающего получение Вами общего среднего образования, нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Какие изменения внесены в порядок организации питания учащихся учреждений общего среднего образования?
Питание учащихся, как и ранее, осуществляется в соответствии с Положением об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177. В указанном Положении определены категории учащихся, которым предоставляется бесплатное одноразовое питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Скажите, пожалуйста, обязан ли ребенок кушать в школе? Кто решает, чем их кормить в столовой?
В целях сохранения здоровья детей и с учетом физиологических потребностей их в пищевых веществах и энергии Санитарными нормами, правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206, установлено, что учащиеся должны получать пищу каждые 3,5 – 4 часа. В этой связи родители (иные законные представители) и педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы в учреждении образования учащиеся получали горячий завтрак или обед, а посещающие группы продленного дня – двух (трех)разовое питание в зависимости от длительности пребывания. Вместе с тем родители могут отказаться от горячего питания учащегося в школьной столовой, если имеется иная возможность обеспечения ребенка полноценным питанием (приобретение продукции, реализуемой в школьных буфетах и кафе, другое).
Горячее питание в начальных школах, средних школах, учебно-педагогических комплексах осуществляется в соответствии с примерными двухнедельными рационами питания, которые разрабатываются субъектом хозяйствования, организующим питание учащихся, с учетом установленных норм питания, сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, трудоемкости приготовления блюд. На основе примерных двухнедельных рационов питания составляются дневные рационы питания (меню), единые для учащихся, которым предусмотрено питание за счет бюджетных средств, а также за счет средств законных представителей учащихся. Меню утверждается руководителем учреждения   или субъекта хозяйствования.
По вопросам организации и качества питания, в том числе по составу рационов питания и их стоимости, можно обращаться в совет по питанию, администрацию учреждения общего среднего образования, а также в организацию, осуществляющую питание в данном учреждении образования.

Какие дневники учащихся разрешены к использованию в учреждениях общего среднего образования?
К использованию в образовательном процессе учреждений общего среднего образования допускаются дневники учащихся, изданные любыми типографиями. Главное требование – это наличие государственной символики Республики Беларусь. Иных ограничений на использование дневников учащихся в образовательном процессе нет.

Существует ли в Беларуси официальное понятие «школьная форма»?
Понятия «школьная форма» (в значении «одинаковая для всех учащихся») нет. В учреждениях общего среднего образования введен деловой стиль одежды – строгий выдержанный стиль, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Введение делового стиля одежды предполагает воспитание чувства этикета у подрастающего поколения, умение ранжировать одежду на разные стили и понимать значение по ее применению.
К комплекту школьной одежды предъявлены определенные требования. Он должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды. Учащиеся, их законные представители совместно с администрацией учреждения и педагогическими работниками имеют право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля.

Какова характеристика десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся?
Приказ Министерства образования от 29.05.2009 № 674 о нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам размещен на портале Министерства образования (edu.gov.by / система образования / управление общего среднего образования / концепции, стандарты, нормы оценки по учебным предметам/.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе:
1 - 2 балла – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения),
3 - 4 балла – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти,
5 - 6 балла – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения,
7 - 8 балла – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с чётко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи,
9 - 10 балла – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и  преобразованию объектов изучения.

Деятельность попечительских советов в учреждениях образования района

В учреждениях образования района созданы и работают Попечительские советы. Попечительские советы созданы для оказания содействия учреждениям образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования. В состав Попечительских советов входят как законные представители обучающихся, так и педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.

Попечительский совет взаимодействует с руководителем учреждения образования и другими органами самоуправления учреждения образования по вопросам функционирования и развития.

Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.

Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и могут используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета на:
— укрепление материально-технической базы;
— совершенствование организации питания обучающихся;
— проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий, иные цели, не запрещенные законодательством.

Отчет о доходах и расходовании финансовых средств предоставляется законным представителям несовершеннолетних председателем попечительского совета учреждения с предъявлением соответствующих платежных документов.

Для оперативного реагирования на случаи принудительного сбора денежных средств и других нарушений в работе попечительских советов Вы можете обратиться на телефоны «горячей линии»:
73-88-78 — начальник отдела по образованию администрации Ленинского района г. Могилева Козлова Инна Александровна;
73-84-59 — заместитель начальника отдела по образованию администрации Ленинского района г. Могилева Дунина Анна Анатольевна.

Время работы телефона «горячей линии»: понедельник — пятница с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00.

Деятельность попечительских советов регламентируется Положением о попечительском совете учреждения образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь № 146 от 25.07.2011 В редакции постановления МО РБ от 16.08.2022 № 266).

Профильное обучение в вопросах и ответах

Кто будет принимать решение об организации профильного обучения в том или ином учреждении общего среднего образования?

Решение об организации профильного обучения принимают отделы (управления) по образованию местных исполнительных и распорядительных органов на основе комплексного изучения ситуации о готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования, а также наличия в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов.

Останутся ли в школах десятые классы без какого-либо профиля?

При наличии запросов учащихся и их законных представителей учащимся будет предоставлена возможность изучения всех учебных предметов на базовом уровне  в  X классе. Изучение  всех учебных предметов на базовом уровне сохраняется для тех старшеклассников, которые не определились с профилем.

Будет ли осуществляться формирование профильных классов по определенным направлениям?

Обучение может быть организовано путем объединения в класс учащихся для изучения на повышенном уровне одного направления или объединения в класс учащихся для изучения на повышенном уровне предметов по разным направлениям.
Профильные классы (группы) учащихся будут формироваться на основе имеющейся информации об учебных предметах, востребованных учащимися и их законными представителями для изучения на повышенном уровне в конкретном учреждении общего среднего образования.
Количество направлений, по которым желают обучаться учащиеся, может быть различным (с учетом возможностей учреждения), допускается достаточно большой набор сочетания учебных предметов для их изучения на повышенном уровне.

Нужно ли сдавать вступительные экзамены по отдельным учебным предметам для обучения в профильном X классе?

 Экзамены для продолжения обучения в X  профильных классах сдавать не нужно. Зачисление в профильные классы будет осуществляться по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: необходимо  иметь средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов и отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам.

Существуют ли особые требования к учителю, который будет работать в профильных классах?

В профильных классах преподавание учебных предметов должны осуществлять высококвалифицированные специалисты. До начала учебного года все педагогические работники, которые будут работать в профильных классах, должны повысить свою квалификацию (в рамках курсовой подготовки, обучающих курсов или иных формах).