Как показал анализ состояния производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда, за январь-сентябрь 2016 года на предприятиях и в организациях Ленинского района г. Могилева зарегистрировано 26(за январь-сентябрь 2015 - 33) несчастных случаев на производстве, в которых пострадало 27 (33) человек, в том числе: 6 (16) несчастных случаев, приведших к тяжелым производственным травмам, 2(4) несчастных случая со смертельным исходом, 1 (0) групповой несчастный случай (в котором пострадало 2 человека: 1 травма - смертельная, 1 травма относится к числу тяжелых производственных травм).
Коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих) Кч составил 0,33(за январь-сентябрь 2015– 0,44),коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 потерпевшего) Кт составил 29,8 (34,7),число дней нетрудоспособности составило 745 (1144)рабочих дней.
Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его являются:
№ п/п |
ПРИЧИНЫ | % от общего числа причин | |
---|---|---|---|
3 кв. 2015 | 3 кв. 2016 | ||
1 | невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда | 9,1 | 20,6 |
2 | нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда | 25 | 23,6 |
3 | нарушение правил дорожного движения | 4,5 | 2,9 |
4 | нарушение требований безопасности труда другими работниками |
2,3 | 5,9 |
5 | нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств |
2,3 | - |
6 | некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта |
2,3 | - |
7 | нарушение требований проектной документации |
2,3 | - |
8 | неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест |
2,3 | - |
9 | допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда |
4,5 | 8,8 |
10 | техническая неисправность машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств |
- | 5,9 |
11 | неприменение потерпевшим выданных ему СИЗ |
2,3 | 2,9 |
12 | необеспечение потерпевшего СИЗ |
- | 2,9 |
13 | непроведение потерпевшему обязательного медицинского осмотра |
- | 2,9 |
14 | противоправные действия других лиц |
9,1 | 11,8 |
15 | прочие |
31,7 | 11,8 |
За январь - сентябрь 2016 года государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях Ленинского района г. Могилева проведена 101 проверка, в том числе 36 плановых и 65 внеплановых проверок.
По результатам проверок было выдано 65 требований (предписаний) на устранение 1051 выявленного нарушения законодательства о труде и об охране труда, временно приостанавливалась (запрещалась) эксплуатация 92 единиц оборудования, представляющих угрозу жизни и здоровью работающих.
К административной ответственности было привлечено 35 юридических лиц и 164 должностных лица.
В третьем квартале 2016 года в Областное управление поступило 93 обращения от граждан, работающих в организациях Ленинского района г. Могилёва, по вопросам нарушения нанимателями законодательства о труде, правил и норм по охране труда, включая 34 письменных и 59 устных обращений.
Анализ письменных обращений граждан показывает, что чаще всего граждане обращаются с вопросами о неоплате труда, в т.ч. невыплате заработной платы, окончательного расчета, неоформлении трудовых отношений в организациях субъектов малого предпринимательства.
В ходе надзора за соблюдением законодательства о труде, в т.ч. при проведении проверок несоблюдение сроков выплаты заработной платы, окончательного расчета при увольнении, среднего заработка за время трудового отпуска установлено в ряде организаций Ленинского района, чем нарушены требования пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительныхмерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет), пункта 4 части 1 статьи 55, части 1 статьи 73, части 1 статьи 77, статьи 176 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).
Следует отметить, что из числа некоторых нанимателей Ленинского районанарушение сроков выплаты заработной платы работникам допускались и в первом полугодии 2016 года неоднократно.
При рассмотрении письменных обращений работников организаций Ленинского районафакты, изложенные в обращениях по вопросам невыплаты заработной платы, окончательного расчета, подтвердились, что указывает на нарушение пункта 4 части 1 статьи 55, части 1 статьи 77 ТК.
За нарушения законодательства о труде, выявленные в ходе рассмотрения обращений граждан, к юридическим и должностным лицам организаций применены меры административной ответственности в виде штрафов.
В ходе проверок установлены следующие нарушения трудового законодательства, в частности непредоставления работникам трудовых отпусков в течение каждого рабочего года (ежегодно), чем нарушены требования части 2 статьи 153 ТК, части 1 статьи 170 ТК.
В нарушение требований статьи 59 ТК в организации негосударственной формы собственности выявлено несоблюдение работникам размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленной законодательством.
Не всегда предоставляются гарантии выпускникам, завершившим обучение и направленным для работы по распределению в указанную организацию, в части невыплаты денежной помощи в размере стипендии либо тарифной ставки по присвоенной квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада, а также невыплаты единовременного пособия молодым специалистам (рабочим), направленным для работы в другую местность в размере их месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы, что указывает на нарушение требований пункта 25 главы 4 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессиональное техническое образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821, пункта 4 части 1 статьи 96 ТК.
Основными причинами нарушений законодательства о труде и об охране труда являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, неоказание методической помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда.
С целью недопущения и предотвращения нарушений законодательства о труде отдельные наниматели обращались с письменными заявлениями в Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с просьбой о проведении внеплановых проверок. Такая помощь была оказана всем обратившимся.
Главный государственный инспектор
труда Могилевского областного
управления Департамента государственной
инспекции труда Республики Беларусь А.В. Сидоренко
Заместитель начальника отдела
Надзора за соблюдением законодательства о труде
Могилёвского областного управления Н.А. Харлан