Как показал анализ состояния производственного травматизма, проведенный по оперативным данным Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда, за 2016 год на предприятиях и в организациях Ленинского района г. Могилева зарегистрировано 37 (за 2015 год - 33) несчастных случаев на производстве, в которых пострадало 38 (33) человек, в том числе: 9 (15) несчастных случаев, приведших к тяжелым производственным травмам, 3 (4) несчастных случая со смертельным исходом, 1 (0) групповой несчастный случай (в котором пострадало2 человека: 1 травма - смертельная, 1 травма относится к числу тяжелых производственных травм).
Коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих) Кч составил 0,46 (за 2015– 0,44),коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 потерпевшего) Кт составил 26 (35,15), число дней нетрудоспособности составило 988 (1160) рабочих дней.
Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами его являются:
№ п/п |
ПРИЧИНЫ | % от общего числа причин | |
---|---|---|---|
2015 год | 2016 год | ||
1 | невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда | 7,7 | 19,5 |
2 | нарушение потерпевшими требований локальных нормативных актов по охране труда | 26,9 | 26,8 |
3 | нарушение правил дорожного движения | 3,9 | 2,4 |
4 | нарушение требований безопасности труда другими работниками | 3,9 | 7,3 |
5 | нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств | 1,9 | - |
6 | некачественная разработка проектной документации на реконструкцию производственного объекта | 1,9 | - |
7 | нарушение требований проектной документации | 3,9 | - |
8 | неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест | 1,9 | - |
9 | допуск потерпевшего к работе без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда | 5,7 | 9,8 |
10 | техническая неисправность машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств | - | 4,9 |
11 | неприменение потерпевшим выданных ему СИЗ | 1,9 | 2,4 |
12 | необеспечение потерпевшего СИЗ | - | 4,9 |
13 | непроведение потерпевшему обязательного медицинского осмотра | - | 2,4 |
14 | противоправные действия других лиц | 7,7 | 9,8 |
15 | прочие | 32,7 | 9,8 |
За 2016 год государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях Ленинского района г. Могилева проведено 148 проверок, в том числе 50 плановых и 98 внеплановых проверок.
По результатам проверок было выдано 91 требование (предписание) на устранение 1344 выявленных нарушений законодательства о труде и об охране труда, временно приостанавливалась (запрещалась) эксплуатация 119 единиц оборудования, представляющих угрозу жизни и здоровью работающих.
К административной ответственности было привлечено:
- 54 юридических лица;
- 206 должностных лиц.
В четвертом квартале 2016 года в Областное управление поступило 67 обращений от граждан, работающих в организациях Ленинского района г. Могилёва, по вопросам нарушения нанимателями законодательства о труде, правил и норм по охране труда, включая 24 письменных и 43 устных обращения.
Анализ письменных обращений граждан показывает, что чаще всего граждане обращаются с вопросами о неоплате труда, в т.ч. невыплате заработной платы, окончательного расчета, неоформлении трудовых отношений в организациях субъектов малого предпринимательства.
В ходе проверки организации Ленинского района г. Могилева по обращению работника установлен факт невозмещения нанимателем командировочных расходов при направлении работника в служебную командировку за границу, чем нарушены требования статьи 95 ТК. За выявленное нарушение законодательства о труде директор указанной организации привлечен к административной ответственности – штрафу.
В ходе надзора за соблюдением законодательства о труде, в т.ч. при проведении проверок, несоблюдение сроков выплаты заработной платы, окончательного расчета при увольнении, среднего заработка за время трудового отпуска установлено в ряде организаций Ленинского района г. Могилева, чем нарушены требования пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет), пункта 4 части 1 статьи 55, части 1 статьи 73, части 1 статьи 77, статьи 176 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).
Следует отметить, что некоторые наниматели нарушение сроков выплаты заработной платы работникам в течение 2016 года допускали неоднократно.
За нарушения законодательства о труде, выявленные в ходе рассмотрения обращений граждан, к юридическим и должностным лицам организаций применены меры административной ответственности в виде штрафов.
По-прежнему распространенными нарушениями трудового законодательства являются: несоблюдение нанимателем очередности предоставления трудовых отпусков, установленной графиком трудовых отпусков, несоблюдение срока уведомления работника о времени начала трудового отпуска не позднее чем за 15 календарных дней, непредоставление работникам трудовых отпусков в течение каждого рабочего года (ежегодно), чем нарушены требования части 1 статьи 168, статьи 169, части 2 статьи 153 ТК, части 1 статьи 170 ТК.
В нарушение требований статьи 69 ТК наниматели не всегда производят доплату за работу в государственные праздники, праздничные дни в размере, установленном законодательством.
Также имеет место превышение предельного количества выходных дней, которые могут использоваться для привлечения работников к работе, что указывает на нарушение части 1 статьи 144 ТК.
Не всегда предоставляются гарантии выпускникам, завершившим обучение и направленным для работы по распределению в указанную организацию, в части невыплаты денежной помощи в размере стипендии либо тарифной ставки по присвоенной квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада, а также невыплаты единовременного пособия молодым специалистам (рабочим), направленным для работы в другую местность в размере их месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы, что указывает на нарушение требований пункта 25 главы 4 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессиональное техническое образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821.
Основными причинами нарушений законодательства о труде и об охране труда являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, неоказание методической помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда.
С целью предотвращения нарушений законодательства о труде отдельные наниматели (ООО «ДОИЛ - Люкс», ГУО «Могилевская детская школа искусств № 4», ЧДУ «Умка класс» и др.) обращались с письменными заявлениями в Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с просьбой о проведении внеплановых проверок. Такая помощь была оказана всем обратившимся.
Заместитель начальника
отдела Н.А. Харлан
Главный государственный
инспектор труда А.В. Сидоренко