Памяти женских авиаполков

«Если бы можно было собрать все цветы мира и положить их к вашим ногам, даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами». Так говорили французские летчики эскадрильи «Нормандия-Неман» о лётчицах женских авиационных полков.

 

27 августа ветераны города во главе с З.В.Пеньковой — председателем городского совета ветеранов и В.А.Гребеневым — председателем совета ветеранов Ленинского района посетили областной краеведческий музей, где состоялась встреча с офицером запаса москвичкой Шутовой Еленой Ивановной, уроженкой Дрибинского района, которая в настоящее время занимается поисковой работой и изучает историю боевых подразделений времен Великой Отечественной войны, в том числе женских авиаполков. Оказалось, что тема войны и патриотизма волнует многих. На встрече присутствовали: члены городского литературного объединения «Ветеран», представители Русского культурно-просветительского общества, общественного объединения Русский дом, Могилёвского аэроклуба, клуба реконструкции «За Советскую Родину», военно-поисковой секции добровольного общества охраны памятников истории и культуры.

Встреча была посвящена памяти 46 гвардейского женского авиационного полка, который более известен, как «Ночные ведьмы». В октябре 1941 год в тяжелейшей военной обстановке Наркомом обороны СССР был издан приказ о формировании женского авиационного полка № 0099. Ответственность за исполнение приказа была возложена на Марию Раскову. К тому моменту Расковой было немногим более двадцати пяти лет, но уже тогда Мария Михайловна была Героем СССР. В соответствии с приказом Расковой было сформировано три подразделения:
• истребительный авиационный полк 586;
• авиационный полк ББ 587;
• ночной авиационный полк 588.

Первые два подразделения в течение войны стали смешанными, в них доблестно сражались не только девушки, но и мужчины. А ночной авиационный полк состоял исключительно из женщин. Они занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов. Командиром полка была назначена капитан Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и имя командира полка. 23 мая 1942 года полк вылетел на фронт. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Он вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии.

Полк был оснащён самолётами У-2(ПО-2). При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45, а по окончании войны их осталось 36. До войны это был учебный самолёт. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты вместо погибшего пилота. На этих самолётах не было радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, они могли развивать максимальную скорость 120 км/час, не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта, не было прицелов, девушки создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Самолёт был способен нести около 300 кг авиабомб, поэтому многие девушки отказывались брать с собой парашюты, предпочитая пару лишних бомб. Пулемёты на самолётах для отражения атак противника появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением для защиты от вражеских истребителей на борту были пистолеты ТТ.

Полк быстро вошел в строй, отлично воевал, неустанно совершенствуя тактику бомбометания ночью, нанося противнику ощутимые потери. Чтобы не быть обнаруженными силами ПВО нацистов, девушки совершали вылеты в тёмное время суток на сверхмалых высотах, отключая движки при заходе на цель: самолёт бесшумно парил в ночной тишине, позволяя совершить бомбометание внезапно и невероятно точно. За это фашисты прозвали девушек «ночными ведьмами». Было и ещё одно прозвище «ночной фельдфебель» за то, что не давали спать по ночам. Впоследствии их полк был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый, ордена Суворова III степени . В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии, принимал участие в Могилёвской операции. Было сделано 400 боевых вылетов. Освобождали Мстиславский, Горецкий, Дрибинский, Чауский, Быховский, Шкловский районы. Конечно, невозможно было обойтись без потерь. Самой трагичной в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. В составе полка было сбито сразу четыре самолёта. За время войны безвозвратные боевые потери составили 23 человека и 28 самолётов.

Многие девушки были удостоены высоких правительственных наград, 23 человека получили звание Героя Советского Союза. В 1995 году звания Героя России удостоились ещё два штурмана этого полка, а одна лётчица — звания Народного Героя Казахстана.

Интересно, что были среди военных лётчиц и уроженки Могилёвщины. Здесь жила и работала Анна Ивановна Дудина (по мужу Мишина). На фронте она находилась с декабря 1941 года. Анну Дудину зачислили летчиком в санитарную авиацию. На санитарном У-2 она летала за ранеными из Анапы в окруженную фашистами Керчь, вывезла более тридцати бойцов и командиров. Служила в 381-й отдельной эскадрилье связи Закавказского фронта. В январе 1943-го Анну перевели в 46-й гвардейский полк. К маю 1945 года она совершила 675 боевых вылетов. Участница Парада Победы 24 июня 1945 года. Награждена двумя орденами Красного Знамени , двумя орденами Отечественной войны, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» После войны трудилась в Могилевском аэропорту летчиком-инструктором. Стала Почетным гражданином г.Горки в 1984 году. Скончалась 12 июня 1991 года. Похоронена в Могилёве.

Организатор мероприятия А.С.Буракова, учёный секретарь музея, хранитель коллекции военной истории ознакомила присутствующих с материалами об Анне Дудиной (Мишиной), которые хранятся в музее. Это и фотографии, и лётные книжки, лента и удостоверение Почётного гражданина, журнал, изданный в Лондоне, со статьёй об Анне Ивановне, 4 фронтовых письма датированных 1944 годом.

Гостья из Москвы Е.И. Шутова рассказала о своей поисковой работе и передала в музей два уникальных сборника и значки, а также по поручению потомков 7 гвардейского авиаполка представила точную копию знамени этого полка. Один из сборников, который Елена Ивановна передала в фонд музея написан членом Щелковского районного отделения «Боевого братства», участником Великой Отечественной войны Галиной Брок-Бельцовой и называется «76 историй и писем о женщинах- авиаторах». Книга с дарственной надписью посвящена участницам войны 1941-1945 гг. и женщинам-авиаторам послевоенного времени. Галина Павловна Брок-Бельцова — единственная оставшаяся в живых летчица-штурман. О её жизни участники встречи узнали из представленного видеоролика. Когда началась война Галине было всего 15 лет. Всем классом они отправились в райком комсомола. Девушка даже не мечтала служить в авиации, но все-таки вошла в девятку из 400 претенденток, которых отобрали для обучения на новейшем военном самолете Пе-2, который ласково называли «Пешкой». Он мог пикировать непосредственно на выбранную цель, что существенно повышало точность бомбометания и снижало риск попадания под зенитный огонь противника. Но управлять им было непросто, особенно на полностью покрытых снегом военных аэродромах. В 1944 году Галине присвоили звание младшего лейтенанта и в качестве штурмана пикирующего бомбардировщика Пе-2 направили в легендарный полк Марии Расковой. Галина совершила 36 боевых вылетов, награждена орденами и медалями. У Галины Павловны есть своя формула счастья, в которой три составляющих: честно жить, много трудиться и горячо любить свою Родину. Несмотря на свой возраст, Галина Павловна ведёт большую общественную работу, много выступает, встречается с молодёжью, пишет книги.

Женщина и война... Как совместить эти два слова?! Невозможно представить, что эти девушки, почти девочки совершали по 8-9 вылетов за ночь, а зимой, когда ночи длиннее, — до 18. Иногда у них даже не было сил выйти из кабины самолёта и их просто уносили в казарму на руках. Далеко не всем удалось дожить до победы. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших. Их имена навсегда останутся в памяти благодарных потомков.

Несомненно, что эта встреча оставит глубокий след в душах присутствующих.

Никто не забыт и ничто не забыто!

Ольга Малышева, председатель городского литературного
объединения «Ветеран», член президиума городского совета ветеранов