Об отдельных вопросах осуществления административных процедур по заявлениям организаций

Основные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления АП:

-    Закон Республики Беларусь № 433-З от 28.10.2008 «Об основах административных процедур» (далее - (далее – Закон №433-З);
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Административная процедура - действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением) (далее - выдача справки или другого документа), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности (п. 1 ст. 1 Закона №433-З).
Подведомственность административных процедур (п. 1 ст. 5 Закона №433-З)

Административные процедуры осуществляются уполномоченным органом по месту нахождения юридических лиц, за исключением административных процедур в отношении недвижимого имущества -  осуществляются уполномоченным органом по месту нахождения недвижимого имущества.

Законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь могут быть определены иные правила подведомственности административных процедур.

Представительство в административной процедуре (п. 1, 4, 5 ст. 8 Закона №433-З)

Заинтересованное лицо может участвовать в осуществлении административной процедуры лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Личное участие заинтересованного лица в осуществлении административной процедуры не лишает его права иметь представителей, равно как участие представителей не лишает заинтересованное лицо права на личное участие в осуществлении такой процедуры, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Юридическое лицо участвует в осуществлении административной процедуры через свои органы или своих представителей.

Представители заинтересованного лица осуществляют свои полномочия на основании акта законодательства, либо акта уполномоченного на то государственного органа, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством.

Заявление заинтересованного лица (п. 5, 8  ст. 14 Закона №433-З)

Если законодательством об административных процедурах не определены сведения, которые должны содержаться в заявлении заинтересованного лица, подаваемом в письменной форме, в таком заявлении в том числе должны содержаться:

  • наименование уполномоченного органа, в который подается заявление;
  • наименование и место нахождения, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию, - для юридического лица;
  • наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращается заинтересованное лицо;
  • перечень документов и (или) сведений (при их наличии), представляемых вместе с заявлением заинтересованного лица;
  • подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, либо подпись представителя заинтересованного лица.

Законодательством об административных процедурах по отдельным административным процедурам могут быть предусмотрены типовые формы (бланки) заявлений заинтересованных лиц.

Заявление заинтересованного лица, поданное в электронной форме, рассматривается в порядке, установленном Законом №433-З для рассмотрения заявлений, поданных в письменной форме, с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 433-З.

Документы и (или) сведения, представляемые вместе с заявлением заинтересованного лица (п.  1, 3,   ст. 15 Закона №433-З)

В перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, могут включаться лишь документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом.

При подаче заявления заинтересованного лица в электронной форме документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, подлежат представлению в электронной форме, соответствующей оригиналу представляемого документа или его нотариально засвидетельствованной копии. При этом не требуется подписания электронной цифровой подписью документов и (или) сведений, прилагаемых к заявлению заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Отказ в принятии заявления заинтересованного лица (п. 1, 2, 3, 4, 6  ст. 17 Закона №433-З)

Уполномоченный орган отказывает в принятии заявления заинтересованного лица:

Уполномоченный орган может отказать в принятии заявления заинтересованного лица, поданного в письменной либо электронной форме, если не соблюдены требования к форме или содержанию такого заявления.

Уполномоченный орган может отказать в принятии повторного заявления заинтересованного лица, в котором не содержатся новые сведения, если в этом органе имеется административное решение об отказе в осуществлении административной процедуры по заявлению этого лица.

Если рассмотрение заявления заинтересованного лица не относится к компетенции государственного органа, иной организации, эти государственный орган, иная организация в течение трех рабочих дней со дня регистрации такого заявления отказывают в принятии заявления заинтересованного лица с указанием уполномоченного органа либо самостоятельно направляют его в соответствующий уполномоченный орган с одновременным уведомлением об этом заинтересованного лица.

Отказ в принятии заявления заинтересованного лица не препятствует его повторной подаче в уполномоченный орган после устранения недостатков, явившихся причиной отказа.

Отзыв заявления заинтересованного лица  (п. 1, 2  ст. 18 Закона №433-З)

Заинтересованное лицо вправе отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры.

В случае отзыва заявления заинтересованного лица уполномоченный орган прекращает его рассмотрение по существу и возвращает такому лицу документы и (или) сведения, представленные вместе с заявлением заинтересованного лица, за исключением случаев подачи заявления заинтересованного лица в электронной форме.

Виды административных решений (п. 1 ст. 24 Закона №433-З)

При рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченным органом принимается одно из следующих административных решений:

  • об отказе в принятии заявления заинтересованного лица;
  • об осуществлении административной процедуры;
  • об отказе в осуществлении административной процедуры.

Вступление в силу административного решения (п. 1 ст. 28 Закона №433-З)

Административное решение вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении.