Сферу образования должно финансировать государство - И.Марзалюк

феру образования должно финансировать государство. Такое мнение высказал председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Игорь Марзалюк в статье «Школьная арифметика» корреспондента «Народной газеты».

— Нельзя не заметить, что за последние годы в обществе (в частности, это касается и родителей школьников) сложилась вполне устойчивая привычка к социальному иждивенчеству. Но вкладывать средства в своего ребенка тоже иногда требуется — это совершенно нормально.

Раньше часто приходили (в том числе и в нашу комиссию) жалобы от родителей, что их заставляют сдавать деньги на школьное обеспечение. Министерство образования прислушалось к мнению общества — так называемые школьные поборы запрещены официально и больше никаких наличных денег с родителей никто не имеет право брать. Только в добровольном порядке и только через попечительский совет и банк соответственно. Таким образом будет достигнута прозрачность расходов, а также адресность платежей. Теперь это просто спонсорская помощь учебному заведению, которая, кстати сказать, приветствовалась во все времена.

Но, как говорится, каждое решение плодит новые проблемы. Сейчас уже другие родители предлагают ввести плату за образование, раз уж все равно приходится периодически помогать школе. То есть фактически речь идет если не о введении, то, во всяком случае, о поощрении развития системы частного школьного образования? Такие заведения у нас уже существуют. Но, на мой взгляд, должны оставаться в меньшинстве. Потому что, как это ни странно, у нас западные схемы работают в обратную сторону — там, где обучение становится предметом торга, автоматически снижается его качество. За примерами далеко ходить не надо — самые «убогие» вузы у нас — частные. Далее, введя даже какую-то минимальную плату за учебу в школе, мы создадим нехороший прецедент с далекоидущими последствиями. И в конечном итоге рискуем прийти к системе церковно-приходских школ для бедных. А задача социально ориентированного государства — обеспечить каждому ребенку право на качественное бесплатное образование. Что и записано черным по белому у нас в Конституции.

Без всяких нюансов — образование должно оплачивать государство.

Я скажу больше — во всех экономически развитых странах эта сфера финансируется как приоритетное направление (в Финляндии это — свыше 12% ВВП). Да, мы не самая богатая страна. Но, если не хотим плестись на обочине четвертой технологической революции, должны сейчас по-максимуму вложиться в систему образования (причем как начального, так и вузовского).

Но где взять деньги? Конечно, из бюджета, в пополнении которого должны принимать участие все. В сфере образования тоже есть такая возможность. Например, администрациям школ по совершенно объективным причинам практически невозможно организовать процесс самостоятельного зарабатывания денег. Ну не помещения же на самом деле в аренду сдавать! А плата за различные кружки должна оставаться чисто символической — родители с любым уровнем достатка должны иметь возможность реализовать какие-то потребности ребенка. Но у остальных учреждений, которые входят в систему образования, такая возможность (оказывать платные услуги) есть и должна быть не просто реализована, но и максимально расширена. Например, во многих ПТУ есть мастерские, почему бы там не зарабатывать деньги? Таким образом будет снижаться нагрузка на госбюджет. Освободившиеся же средства вполне можно перенаправить именно туда, где ощущается их недостаток, — на школьное образование.

Еще один важный момент был озвучен новым министром Игорем Карпенко на итоговой коллегии Министерства образования. Он заметил, что Беларусь тратит на сферу образования столько же средств, что и Эстония. Но сегодня эта страна, проведя реформы, смогла подняться на первое место в Европе и на третье место в мире по качеству образования в международных рейтингах, уступая только Сингапуру и Китаю. Как так получается, что при одинаковых стартовых затратах они идут вверх, а мы топчемся на месте? Значит, сбоит где-то в системе? Наверное, мы просто не эффективно тратим эти деньги — у нас масса лишних организаций, море клерков, которые буквально пожирают значительную часть финансирования.

Поэтому мое мнение — нужно еще раз спокойно и внимательно пересчитать, сколько конкретно необходимо вложить дополнительных государственных средств, сделать грамотное перераспределение их внутри отрасли — посмотреть, где можно провести оптимизацию (только грамотную, как говорится, без перегибов) и так далее. А затем решить, каким путем двигаться дальше. Я думаю, что новое руководство министерства вместе с нами, депутатами, сможет выработать подходы и наладить работу образовательной сферы таким образом, чтобы в ней не было сбоев.

Могилевский областной исполнительный комитет