Скульптурная композиция высотой около трех метров в виде множества рук, тянущихся вверх, словно из-под земли, судорожно сжимающихся от боли, переплетаются в своеобразное «дерево жизни». Памятный знак жертвам геноцида белорусского народа установили в Казимировском лесу, ставшем в годы оккупации одним из самых жутких мест в Могилеве. Здесь каратели зверски уничтожали мирных граждан, проживавших в городе и окрестностях, подпольщиков, участников антифашистского сопротивления. Расстреливали, доставляли сюда в душегубках, мертвых и живых бросали в воронки от бомб, закапывали.
Почтить память невинно убиенных на улицу Ровчакова прибыли Генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед, помощник Президента Республики Беларусь — инспектор по Могилевской области Сергей Наливайко, председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко, председатель Могилевского горисполкома Сергей Чертков, представители областной и городской вертикали, трудовых коллективов, поисковики, участники международного молодежного патриотического проекта «Дорогами Памяти и Славы» из Могилевской области и 20 регионов Российской Федерации. Молодежь двух братских стран выражала признательность Президенту Беларуси за внимание к теме Великой Отечественной войны, подчеркивая, что память и подвиг сильнее времени, крепче любого забвения.
В прошлом году в лесу на улице Ровчакова следственной группой Генеральной прокуратуры в ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа были подняты останки 304 человек, которых торжественно перезахоронили.
Как подчеркнул Андрей Швед, по сути памятный знак жертвам геноцида белорусского народа — это национальный проект, в который вовлечены все неравнодушные люди. Равнодушных быть не может — в Беларуси нет ни одной семьи, которая в годы Великой Отечественной войны не потеряла бы родных и близких.
— В Казимировском лесу — одном из многих мест, где происходили злодеяния фашистов и их пособников, людей стали уничтожать почти с первых дней оккупации. Нами получены достоверные сведения, в том числе показания живых свидетелей, что с сентября 1941 года тут фашисты расстреливали, привозили в душегубках, подрывали на минах женщин, стариков и детей. Бросали мирное население в ямы, а следом — гранаты, — рассказал присутствующим Генеральный прокурор Беларуси. — Мы это все доказываем, фиксируем, чтобы мы, наши дети и внуки знали правду о войне. Памятный знак, который родился по нашей инициативе в ходе конкурса, объявленного Министерством культуры, называется «Древо жизни». В нем — скорбь и боль, дух непокоренного народа — всех тех, кто выжил, восстанавливал страну, дал жизнь нам.
В войну погибло более трех миллионов белорусов, фашисты уничтожили более 12 тысяч 800 населенных пунктов, организовали на нашей земле более 180 крупных карательных операций.
— Масштабы трагедии в несколько раз больше, чем нам говорили в советский период. Вдумайтесь, только за последние несколько месяцев мы узнали о 500 ранее неизвестных селах, которые были полностью или частично сожжены врагами. К сожалению, эта скорбная цифра и дальше будет увеличиваться, — констатировал Андрей Швед. — Но мы будем проводить работу по фактам установления жертв геноцида — до самого последнего места, где фашисты истребляли и мучили людей. Пока не узнаем фамилию каждого палача. И по возможности всех тех, кто был ими замучен и покоится в земле.
Открывая памятный знак в память о всех жертвах геноцида, Анатолий Исаченко подчеркнул, что у преступлений нацистов нет срока давности, их нельзя забыть и невозможно простить:
— Могилевская земля, как и вся Беларусь, пропитана кровью невинных жертв. Мы знаем о пытках и издевательствах узников лагерей смерти в Могилеве, Бобруйске, Кричеве. Мы помним заживо сожженных жителей деревни Борки. Мы не забудем крики о помощи мирного населения, расстрелянного в Полыковичах, Пашково и многих тысяч других. Замученные в концлагерях, отравленные в душегубках, закопанные заживо в ямах. Доказательства тех преступлений здесь, совсем рядом, в Казимировском лесу. Результат фашистских злодеяний — ужасающий. А масштабы этой чудовищной трагедии до конца еще неизвестны. Анатолий Исаченко убежден, что умалчивание этих фактов является преступлением, а забвение может привести к повторению страшной трагедии.
— Сегодня, обращаясь ко всем, и особенно к молодежи, хочу сказать, что сохранение исторической памяти и правды — это священный долг каждого, — подчеркнул глава региона. — Вы должны понимать и осознавать, что происходило в этих местах много лет назад. И самое главное — сделать все, чтобы больше никогда этого не допустить. Наши предки ценой огромных потерь выстрадали и завоевали Победу. Они не исчезли бесследно в той войне. Они всегда с нами. В ухоженных захоронениях, мемориалах и братских могилах. Но, самое главное, навсегда в нашей памяти. И эта память будет вдохновлять нас на новые свершения во имя мира и процветания нашей страны.
— О расстрельном лесу в Казимировке узнали в конце 90-х, — уточняет руководитель Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» Николай Борисенко. — В начале 2000-х начали активно здесь проводить поисковые работы. Всего в этом месте в разные годы подняли останки более 450 мирных жителей. В этом году — 150. Раскопки будут продолжены.
На торжественной церемонии перезахоронения и открытии памятного знака прозвучали данные из акта Чрезвычайной государственной комиссии от 5 октября 1944 года: «На протяжении всего периода оккупации немецко-фашистскими захватчиками в лесном массиве Казимировского совхоза было уничтожено около 7 тысяч советских граждан».
Ольга Кисляк, СБ, фото Telegram-канала «Могилев – мой город!», БЕЛТА