Могилевскому зрителю кафедра режиссуры Белорусского государственного университета культуры и искусств (БГУКИ) представила пластический спектакль «Василий Кандинский / Без запятых», который основан на творческом наследии русского художника и теоретика искусства — Василия Кандинского (1866-1944).
Режиссер-постановщик спектакля — Анна Сулима, она же руководитель Театра документа и художественный руководитель группы 214Т, в которой обучаются студенты-режиссеры. Восемь второкурсников выступили актерами молодежной творческой лаборатории, двое из них — представители Китайской Народной Республики.
— Спектакль представляет вольную сценическую интерпретацию в стиле абстракционизма, — подчеркнула режиссер-постановщик Анна Сулима. — Это история поиска понимания, любви, взаимности, вечного одиночества, ожидания художника.
Отправной точкой в спектакле является история «телефонного звонка»: знакомство Василия Кандинского с Ниной Андреевской, написание художником картины «Незнакомому голосу».
Спектакль обращен не к разуму, а к чувствам зрителя. Ведь разница в возрасте Василия и Нины была в 30 лет. Как вспоминала Нина Кандинская, зимой 1915 года, на Крещение, она с подружками гадала «на суженого». Девушки на улице спрашивали имя у первого встречного мужчины; Нине «досталось» имя Василий.
«Праздник был испорчен. Имя мне не подходило никак, я мечтала о Георгии — это было самое модное мужское имя» — вспоминала она. Однако пройдет совсем немного времени, и ни к чему не обязывающий телефонный звонок сыграет решающую роль в жизни Василия Кандинского и его будущей жены, юной Нины Андриевской. 28 лет в любви и согласии — и ни одного письма! А почему? Все просто — они не расставались ни на один день.
— Фигура Кандинского мне была интересна очень давно, — призналась Анна Сулима. — Я знала, что когда-нибудь, я что-то сделаю. И вот настало время. На первом курсе со студентами мы работали над этюдами по живописи. Брали разных художников, остановились на Василии Кандинском.
Анна Сулима отметила, что для студентов режиссуры — это очень сложно, тем более первокурсникам. А особенно абстрактная живопись Кандинского.
— Студенты придумали режиссерские этюды, — продолжает Анна Николаевна. — И когда они все показали, мы приступили к работе над спектаклем.
Поражают воображение декорации и костюмы. Все пространство занято газетами: пол, стены, окна. Телефоны, стулья, кровати, велосипеды, чемодан — все атрибуты для спектакля студенты собирали сами.
— Кровать и велосипед я привез из дома, — рассказывает Никита Кушель. — Вместе их реставрировали.
Простое и оригинальное решение с костюмами — сперва это были джинсы, майки и плащи, а затем актеры переоблачились в строгие костюмы. И все были в носках, кроме одного героя — самого Кандинского. Его блестяще сыграл Никита Кушель, а Ярослав Чернявский изображал душу художника. Действительно, Василия Кандинского трудно было не узнать: человек, в туфлях и красных носках. Никита и Ярослав блестяще сыграли свою роль!
— Изначально все актеры играют в носках, и только ближе к финалу один Кандинский обувается, потому что все газетное пространство придуманное, — поясняет Анна Сулима. — Оно символизирует мир Кандинского. Когда мы приходим в гости — мы разуваемся. Это момент воспитания: не входить в чужое пространство обутым, чтобы не наследить. Все актеры разуты и, не смотря на то, что картины Кандинского очень яркие, насыщены цветами, в спектакле такой насыщенности нет. Лишь только эти разноцветные носки напоминают нам то, что он работает над цветом. В спектакле идет борьба цвета и формы, в котором форма доминирует. К концу постановки обувается только сам Кандинский. Это знак того, что он готов уйти из этого пространства. Кандинский готов к новым событиям в своей жизни. Весь спектакль — предощущение звонка. Художник каждый раз вздрагивает, не понимая, почему он так реагирует на телефонный звонок. И только потом поймет — при телефонном разговоре с Ниной.
Художник ищет себя, свой стиль. Ему хочется любви. Банка с перьями в спектакле, которую открыли актеры — это нежность, законсервированная в стекле, которую каждый из нас пытается в себе подавить, закрыть и не выпускать наружу. Когда мы даем себе возможность чувствовать, любить, только тогда может быть настоящее подлинное искусство. И речь идет не только о живописи, но и а музыке, театре.
Спектакль за стенами университета показали впервые. У всех студентов-актеров впечатления только положительные. Вот и Кристина Ярец не скрывала своих эмоций.
— Все просто супер, — говорит девушка. — Другой город, настоящий театр! Это исторический момент для нашей группы.
— Для студентов это большой урок: приехать с гастролями в другой город, а тем более стать участником Международного театрального форума, — отметила Анна Николаевна. — Все в копилку знаний и умений. Да и встреча с новым зрителем — это тоже прекрасно.
Пластический спектакль длился час. По окончанию зрители бурно аплодировали молодым актерам. Главный администратор театра Алексей Наярович вручил творческой группе диплом участника молодежного форума и сувенир. Также все дружно поздравили с днем рождения одного из актеров — китайского студента. Сегодня Юй Кайбиню исполнился 21 год.
— О таком дне рождения я и не мечтал, — признался Юй Кайбинь. — Этот день я запомню надолго.
Еще долго зрители не отпускали студентов БГУКИ. Беседовали, фотографировались. Среди театральных фанатов могилевчанка Анна Клювиткина.
— Ежегодно посещаю Международный молодежный театральный форум «M.@rt.контакт», — призналась Анна. — В это раз решила посмотреть на игру начинающих актеров. Студенты замечательно сыграли. Эмоции, переживания, смех — все это можно было видеть в постановке. Спектакль вызвал полный восторг. Игра ребят вне всяких похвал. Браво!