В любом могилевском и не только микрорайоне можно видеть одни и те же компании далеко не пенсионного возраста мужиков. Утром они собираются возле продмагов, потом кучкуются на скамейках у подъездов... Очевидно, что эти люди нигде не работают, а живут в основном на родительские пенсии, разные подачки. Есть и другая когорта людей — официально не работающих, но имеющих доходы поболе, чем высокооплачиваемые нефтяники, шахтеры и доктора наук. Но и те из безработных, кто не просыхает от «чернил», и те, кто живет в респектабельных коттеджах и ездят на хороших иномарках, одинаково говорят: «Хочу — работаю, хочу — баклуши бью. Нет такого закона, чтобы принуждать человека к труду».
И впрямь, в статье 41-ой Конституции Беларуси определено, что принудительный труд — запрещается. Но есть и 56-я статья Основного Закона, согласно которой граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Безработному — не из чего платить?
— Найти работу сегодня не проблема, — возмущается один из читателей. — Повсюду — объявления: «Требуются, требуются, требуются». Нет профессии — иди в дворники, санитары, грузчики, мойщики, приобрети специальность через биржу труда... Тунеядец не хочет трудиться, не платит налоги, но в той же поликлинике его бесплатно обслуживают наравне со всеми налогоплательщиками, «коммуналку» он тоже оплачивает по гостарифу, хотя ни копейки в бюджет не отчисляет — разве это справедливо?
В Западной Европе или США, к примеру, где за все надо платить из своего кармана, такой вопрос просто не возникает. У нас другие реалии: государство тратит огромные средства на здравоохранение, образование, оплачивает часть себестоимости услуг ЖКХ и транспорта. Однако если работающий человек компенсирует эти расходы через налоги в госбюджет и в Фонд соцзащиты, то не работающий в этом не участвует...
По некоторым данным, в стране официально не работают свыше 400 тысяч трудоспособных граждан. В прошлом году было предложено брать с них налог на компенсацию социальных льгот — 2,6 миллиона рублей в год. В текущем году за решение этой проблемы государство, похоже, взялось вплотную — президент страны Александр Лукашенко поручил до 1 января 2015 года разработать систему мер по искоренению иждивенчества и тунеядства. Требование заставить бездельников работать глава государства подтвердил и во время недавнего посещения Могилева. Это, отметил он, не относится к тем, кто зарабатывает в России и присылает в Беларусь деньги. «Речь, — сказал Александр Лукашенко, — идет о других — бездельниках, которые не работают ни в Беларуси, ни в России, ни в других странах. А доживут до 60 лет, потребуют: давайте пенсии. А откуда пенсии? От нас с вами. Поэтому я и требую решительных мер в борьбе с теми, кто нигде не работает».
По информации МВД республики, в 2014 году почти 23 тысячи (60%) обвиняемых в совершении преступлений не работали и не учились. И эта категория в последние годы стабильно составляет почти две трети правонарушителей. В связи с этим Министерство выступило с инициативой ввести в Кодекс об административных правонарушениях норму, позволяющую привлекать к ответственности, в том числе к принудительному трудоустройству, граждан, которые определенный период времени умышленно не работают. Только понятия «не работают» и «не платят налоги» — две, как говорят в Одессе, большие разницы. Если речь — об алкоголиках, бомжах и прочих асоциальных элементах, то и штрафы взыскать с них проблематично, и принудительным трудом их вряд ли исправишь — на то он и тунеядец, что работать не хочет. А заставить трудиться — не обойдется ли это еще дороже, чем если б эти граждане не работали? Не экономичнее ли выработать такой механизм, чтобы просто отсечь не желающих трудиться людей от предоставляемых государством социальных льгот?
Но есть и люди, которые неплохо зарабатывают, но налоги не платят: теневые торговцы и извозчики, шабашники, нелегалы-гастарбайтеры... Что ж, в любом государстве неуплата налогов — серьезнейшее преступление!
— Мы проводим повседневную работу по выявлению граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью без госрегистрации, — говорит замначальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Могилева Светлана Чернякова. — Изучаем всевозможные объявления в газетах, интернете, на остановках общественного транспорта и подъездах жилых домов, проводим контрольные проверки... За 9 месяцев текущего года установлено 50 случаев осуществления гражданами предпринимательской деятельности без госрегистрации. Хотела бы подчеркнуть, что осуществление незаконной предпринимательской деятельности может повлечь наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного нарушения, орудий и средств его совершения, а также дохода. Так что тем, кто решил заниматься нелегальным бизнесом, следует подумать: стоит ли эта «игра» свеч? Риск потерять полученный доход и вдобавок заплатить большой штраф довольно велик. Мы также рекомендуем гражданам, которые заказывают у индивидуальных предпринимателей работы, услуги, требовать у них свидетельство о госрегистрации. Ведь в случае возникновения претензий по выполненным работам заказчику трудно будет защитить свои права даже в судебном порядке...
Выявить «теневика» — непросто. Но как сделать так, чтобы человек, пришедший в бизнес, не уклонялся от уплаты налогов? В качестве одной из мер предлагается повысить размеры штрафных санкций...
— За 10 месяцев текущего года по области выявлено 348 граждан, осуществлявших незарегистрированную предпринимательскую деятельность, — приводит данные замначальника инспекции МНС по Могилевской области Николай Панков. — Из них 225 выявлены впервые — им были вынесены предупреждения. В то же время количество граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, растет, а число лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью незаконно, снижается. Это положительная, обнадеживающая тенденция... Поэтому я считаю, что упор надо делать не на повышение штрафных санкций за незаконный бизнес (они достаточно серьезные), а на повышение налоговой культуры и уровня сознания наших граждан. И мы это делаем — проводим широкую разъяснительную работу. Доля налоговых поступлений от малого бизнеса с каждым годом растет...
Еще труднее, говорят специалисты, выявить тех, кто нелегально зарабатывает за рубежом, но не платит налоги «ни там, ни здесь». Вообще-то решение этой проблемы (как и нелегальной трудовой миграции) — дело прежде всего правоохранительных органов страны, где трудится заезжий гастарбайтер... У нас ведь такой нелегал — простой белорусский безработный. Потом, правда, выявляется, что некоторые из них тратят немалые средства на приобретение квартир, домов, автомобилей. Практика здесь такова: не можешь подтвердить источник денег на дорогую покупку — плати налог. За 9 месяцев по области истребована декларация о доходах у 361 гражданина, 23 не смогли их подтвердить. Конечно, в поле зрения налоговиков попадают далеко не все работающие за рубежом нелегалы... Зачислить их скопом в тунеядцы и привлечь к принудительному труду? Как реально это сделать, если они постоянно пребывают за кордоном? Не стоит, наверное, закрывать глаза и на то, что гастарбайтеры ежегодно перечисляют или привозят домой около 1 миллиарда долларов, на которые приобретаются товары и услуги, а значит, уплачиваются НДС и акцизы, включаемые в цену покупки... Не компенсируют налогами социальные блага? Так, может, опять-таки: «Коль официально не работаешь — плати за лечение и полностью рассчитывайся за „коммуналку“, транспортные услуги»?!
В связи с этим в одном из министерств предлагают ввести социальные карты, наличие которых позволит работающим гражданам получать льготный набор услуг. Ну, а те, кто официально не работает, пусть полностью оплачивают их стоимость. Есть и предложение увеличить пенсионный возраст для тех, кто не наработал минимальный трудовой стаж, а то и вовсе лишить тунеядцев права на пенсию... Но и вопросов здесь — множество. Как, к примеру, подтвердить постоянный трудовой статус фрилансерам (переводчикам, программистам, журналистам, дизайнерам), которые выполняют заказы через Интернет? Или работающим по договорам подряда?
Эксперты сходятся в одном — законодательные инициативы против иждивенчества и тунеядства должны пройти широкое общественное обсуждение.
Геннадий Александров,"Могилевская правда"