28 ноября 2016 года победители городского и областного этапов VI республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании», авторский коллектив учителей-дефектологов Судак Е.М. и Олихвер И.А. под руководством заместителя директора по учебной работе Суворовой О.А., представили и защитили конкурсную работу «Сетевой сервис TAGXEDO-CREATOR "Облако слов" как дидактическое средство для коррекции нарушений речи у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи» на ΙΙΙ заключительном этапе в форме стендового доклада.
Члены жюри конкурса проявили огромный интерес к материалам представленной работы.
Ни для кого не секрет, что «если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра». Облачный сетевой сервис TAGXEDO-CREATOR — это ЗАВТРА, пришедшее в пункт коррекционно-педагогической помощи нашей школы СЕГОДНЯ.
TAGXEDO-CREATOR (что, в переводе означает — творец) — сервис визуализации для превращения отдельных слов и текстов в красивые облака слов. По мнению разработчиков, соединив слово + изображение + текст получается удивительное визуальное искусство. Сервис Tagxedo является простым и универсальным приложением. В настоящее время можно использовать все возможности приложения бесплатно и без регистрации (использование пользовательских форм, настройка шрифтов, выбор форм и тем). Созданное облако можно представить в любом виде.
Для создания современной эффективной образовательной среды, ориентированной на каждого учащегося ПКПП, учителя-дефектологи нашей школы прибегли к трансформации речевого материала из методики коррекции общего недоразвития речи Ткаченко Т.А., методической концепции А.В. Ястребовой и Т.П. Бессоновой по коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи через использование возможностей сетевого сервиса Tagxedo-Creator «Облако слов».
Цель работы: коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи на основе коррекционно-развивающего потенциала сетевого сервиса Tagxedo-Creator «Облако слов».
В ходе работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
• создать дидактическое пособие с использованием сетевого сервиса Tagxedo-Creator «Облако слов» применительно к коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи;
• разработать и апробировать серию дидактических заданий для коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у учащихся 1-2-х классов, созданных с использованием коррекционно-развивающего потенциала сетевого сервиса Tagxedo-Creator «Облако слов»;
• проанализировать результативность и эффективность применения дидактических заданий для коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи, созданных с использованием коррекционно-развивающего потенциала сетевого сервиса Tagxedo-Creator «Облако слов».
Созданый учителями-дефектологами нашей школы коррекционно-развивающий потенциал сетевого сервиса Tagxedo-Creator «Облако слов» применительно к коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-2 классов охватывает пять направлений:
1-3. Автоматизация поставленного звука в слогах, в словах, в предложениях.
4. Работа с деформированным словом.
5. Работа с деформированным предложением.
По первым трем направлениям авторами разработан дидактический материал для устранения недостатков звукопроизношения по методике коррекции общего недоразвития речи Ткаченко Т.А.
Для работы с деформированным словом и деформированным предложением создана серия дидактических заданий с опорой на методическую концепцию Ястребовой А.В. и Бессоновой Т.П.
Все дидактические задания распечатываются в сетевом сервисе TAGXEDO в режиме работы онлайн, на карточках индивидуально для каждого учащегося.
Разработаны и красочно оформлены демонстрационные кубики с «ОБЛАКАМИ-БУКВАМИ» и «ОБЛАКАМИ-ОБРАЗАМИ», используемые на этапах автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях; кубики для работы с деформированным словом: на гранях расположены «облака слов» в форме «убежавшей» гласной буквы, а также «облака-образы», состоящие из слов-анаграмм, «облака» для дифференциации букв по кинетическому сходству, в которых цветным маркером детям предлагается дописать элементы букв Б, Д. Особый интерес вызывает у учащихся кубик-трудноговорок, состоящий из «облаков», представленных в форме того или иного образа, отражающего смысл деформированного предложения.
Созданная серия дидактических игр-мозаик «Собери радугу» для индивидуальной и подгрупповой работы учащихся используется на этапе автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, при формировании навыков анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, а также для тренировки дикции учащихся с нарушениями речи.
Практическая значимость конкурсной работы заключается в том, что разработаны и апробированы авторские дидактические задания по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, а созданный учителями-дефектологами Олихвер И.А., Судак Е.М. коррекционно-развивающий потенциал сетевого сервиса TAGXEDO-CREATOR «Облако слов» может стать креативной формой подачи речевого материала, способствующей формированию профессиональных компетенций учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи, работающих с различными нозологическими группами детей: с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, с дисграфией, с дислексией.
Суворова О.А.,
заместитель директора по учебной работе