28 января 2015 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №21 г. Могилёва» прошёл семинар-практикум для руководителей методических объединений учителей начальных классов школ Ленинского района на тему «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов через овладение эффективными методами и приёмами преподавания учебных предметов на I ступени общего среднего образования».
В ходе семинара участники углубили теоретические знания о классификации методов обучения и их характеристике, овладели практическими навыками анализа и самоанализа учебного занятия с позиции рациональности использования общедидактических и частнодидактических методов и приёмов обучения. Организаторы семинара использовали эффективные методические приёмы для совершенствования педагогического мастерства участников. Так, приём «Узнай понятие по определению» с использованием «пазлов» (головоломки, в которой необходимо из мелких частей собрать целую картинку или определение) позволил актуализировать знания педагогов о методе.
Прогностическая оценка позволила оценить каждому участнику свой уровень знаний по теме семинара, ответив на вопросы, используя нижеуказанную систему оценки:
+ владею знаниями, могу поделиться с коллегами;
? имею представление, но есть некоторые сомнения;
- не владею, но хочу узнать.
№ |
Вопросы | До выступления | После выступления |
---|---|---|---|
1 | Какие функции обучения выделяют в дидактике? | ||
2 | От чего зависит выбор метода обучения? | ||
3 | Классификация методов обучения по источнику получения знаний | ||
4 | Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся |
Руководитель методического объединения начальных классов средней школы № 21 Черкасова О.Б. рассказала об основных функциях методов обучения, познакомила с классификацией методов обучения, дала их характеристику.
Практическая работа в группах позволила участникам классифицировать частнодидактические методы и приёмы обучения по принадлежности к конкретному учебному предмету.
Участники семинара посетили открытое факультативное занятие «Язык родной, дружи со мной…» во 2 «В» классе по теме «Колдовство букв. Учимся разгадывать метаграммы, анаграммы» (учитель Розанова Н.В. высшей категории, стаж работы 16 лет).
Методической целью посещения факультативного занятия было определение методов и приёмов, используемых учителем на разных этапах учебного занятия. Учителям был предложен диагностический инструментарий - лист оценки методов и приёмов, используемых педагогом на факультативном занятии.
ЛИСТ ОЦЕНКИ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ
Класс_______Учитель______________________________________________
Название ФЗ_____________________________________________________
Предметная направленность________________________________________
Тема:___________________________________Цель:__________________________________
№ |
Этапы факультативного занятия | Эффективные методы и приёмы обучения |
---|---|---|
I | Мотивационно-установочный | |
II | Актуализация субъектного опыта учащихся | |
III | Приобретение новых знаний | |
IV | Закрепление новых знаний | |
V | Контроль новых знаний | |
VI | Оценочно-рефлексивный |
Дальнейшая работа педагогов в группах с помощью листа оценки эффективных методов и приёмов позволила проанализировать степень эффективности методов и приёмов обучения, используемых на факультативном занятии. Продуктом совместной деятельности педагогов было создание обобщённой таблицы с использованием цветовой маркировки показателей степени эффективности.
№ п/п |
Показатели | Оценка степени эффективности (цветовая маркировка) |
---|---|---|
1 | Реализация поставленных задач занятия | |
2 | Оригинальность используемых методических приёмов | |
3 | Обеспечение качественного усвоения учащимися учебного материала | |
4 | Активность учащихся на занятии | |
5 | Устранение перегрузки учащихся | |
6 | Рациональность использования материально-технических возможностей при выбранном методе обучения | |
7 | Оптимальность оценки результативности | |
ИТОГО (сумма в баллах) |
Рефлексивная оценка эффективности семинара проходила с использованием приёма «Ассоциации», где участникам предлагалось выбрать один из шести пейзажей. По результатам выбора было озвучено значение изображения:
Участники сделали выбор лишь в пользу №№ 2,5,6, что говорит о высокой степени эффективности данного семинара.
Руководители методических объединений учителей начальных классов школ Ленинского района города Могилёва были единодушны во мнении, что арсенал эффективных методов и приёмов в преподавании учебных предметов – основа успеха в работе современного учителя, основа качества обучения.
Заместитель директора по УР в начальных классах
государственного учреждения образования
«Средняя школа №21 г. Могилёва»
Суворова Оксана Алексеевна