Эффективные методы и приёмы преподавания учебных предметов – основной инструментарий современного учителя

Эффективные методы и приёмы преподавания учебных предметов – основной инструментарий современного учителя28 января 2015 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №21 г. Могилёва» прошёл семинар-практикум для руководителей методических объединений учителей начальных классов школ Ленинского района на тему «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов через овладение эффективными методами и приёмами преподавания учебных предметов на I ступени общего среднего образования».

В ходе семинара участники углубили теоретические знания о классификации методов обучения и их характеристике, овладели практическими навыками анализа и самоанализа учебного занятия с позиции рациональности использования общедидактических и частнодидактических методов и приёмов обучения. Организаторы семинара использовали эффективные методические приёмы для совершенствования педагогического мастерства участников. Так, приём «Узнай понятие по определению» с использованием «пазлов» (головоломки, в которой необходимо из мелких частей собрать целую картинку или определение) позволил актуализировать знания педагогов о методе.

Прогностическая оценка позволила оценить каждому участнику свой уровень знаний по теме семинара, ответив на вопросы, используя нижеуказанную систему оценки:
+    владею знаниями, могу поделиться с коллегами;
?    имею представление, но есть некоторые сомнения;
-     не владею, но хочу узнать.


Вопросы До выступления После выступления
1 Какие функции обучения выделяют в дидактике?    
2 От чего зависит выбор метода обучения?    
3 Классификация методов обучения по источнику получения знаний    
4 Классификация методов обучения по характеру
познавательной деятельности учащихся
   

Руководитель методического объединения начальных классов средней школы № 21 Черкасова О.Б. рассказала об основных функциях методов обучения, познакомила с классификацией методов обучения, дала их характеристику.

Практическая работа в группах позволила участникам классифицировать частнодидактические методы и приёмы обучения по принадлежности к конкретному учебному предмету.

Участники семинара посетили открытое факультативное занятие «Язык родной, дружи со мной…» во 2 «В» классе по теме «Колдовство букв. Учимся разгадывать метаграммы, анаграммы» (учитель Розанова Н.В. высшей категории, стаж работы 16 лет).

Методической целью посещения факультативного занятия было определение методов и приёмов, используемых учителем на разных этапах учебного занятия. Учителям был предложен диагностический инструментарий - лист оценки методов и приёмов, используемых педагогом на факультативном занятии.

ЛИСТ ОЦЕНКИ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ
Класс_______Учитель______________________________________________
Название  ФЗ_____________________________________________________
Предметная направленность________________________________________
Тема:___________________________________Цель:__________________________________


Этапы факультативного занятия Эффективные методы и
приёмы обучения
I Мотивационно-установочный  
II Актуализация субъектного опыта учащихся  
III Приобретение новых знаний  
IV Закрепление новых знаний  
V Контроль новых знаний  
VI Оценочно-рефлексивный  

Дальнейшая работа педагогов в группах с помощью листа оценки эффективных методов и приёмов позволила проанализировать степень эффективности методов и приёмов обучения, используемых на факультативном занятии. Продуктом совместной деятельности педагогов было создание обобщённой таблицы с использованием цветовой маркировки показателей степени эффективности.


№ п/п
Показатели Оценка степени эффективности
(цветовая маркировка)
1 Реализация поставленных задач занятия  
2 Оригинальность используемых методических приёмов  
3 Обеспечение качественного усвоения учащимися учебного материала  
4 Активность учащихся на занятии  
5 Устранение перегрузки учащихся  
6 Рациональность использования материально-технических возможностей при выбранном методе обучения  
7 Оптимальность оценки результативности  
  ИТОГО (сумма в баллах)  
Эффективные методы и приёмы преподавания учебных предметов – основной инструментарий современного учителя

Рефлексивная оценка эффективности семинара проходила с использованием приёма «Ассоциации», где участникам предлагалось выбрать один из шести пейзажей. По результатам выбора было озвучено значение изображения:

  1. Пустыня – каждый день одно и то же.
  2. Штурм горной вершины – трудно, но интересно.
  3. Болото – неприятно бродить по болоту.
  4. Туман – может быть, тут и есть что-то интересное…
  5. По волнам под парусом - быстро и легко. Пожалуй, даже слишком легко.
  6. Лесная дорога – за каждым поворотом открывается что-то новое.

Участники сделали выбор лишь в пользу №№ 2,5,6, что говорит о высокой степени эффективности данного семинара.
Руководители методических объединений учителей начальных классов школ Ленинского района города Могилёва были единодушны во мнении, что арсенал эффективных методов и приёмов в преподавании учебных предметов – основа успеха в работе современного учителя, основа качества обучения.

Заместитель директора по УР в начальных классах
государственного учреждения образования
«Средняя школа №21 г. Могилёва»
Суворова Оксана Алексеевна

Эффективные методы и приёмы преподавания учебных предметов – основной инструментарий современного учителя

Эффективные методы и приёмы преподавания учебных предметов – основной инструментарий современного учителя

Эффективные методы и приёмы преподавания учебных предметов – основной инструментарий современного учителя

Эффективные методы и приёмы преподавания учебных предметов – основной инструментарий современного учителя

Эффективные методы и приёмы преподавания учебных предметов – основной инструментарий современного учителя

Эффективные методы и приёмы преподавания учебных предметов – основной инструментарий современного учителя

Эффективные методы и приёмы преподавания учебных предметов – основной инструментарий современного учителя