«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить»

Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. В школе формируется новое педагогическое общение — творческое сотрудничество учителей и учащихся, происходящее в атмосфере духовной близости. В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым, безусловно, относится исследовательская деятельность.

Формирование исследовательской позиции учащихся — задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения сменяло друг друга с течением временем. Для нас на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Например, в процессе игровой деятельности ученик может в непринужденной форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель — создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого режима работы, но логично выстроенный, с яркими, запоминающимися моментами, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории.

Именно такие уроки в нашей школе используют в своей практике учитель физики Недведская Людмила Федоровна и учитель математики Винникова Алла Николаевна. На своих уроках из года в год они стараются развивать у своих учащихся исследовательские умения и навыки. Данные навыки далее развиваются учителями на факультативных занятиях. Результативность этой работы прослеживается в ежегодном участии учащихся нашей школы в исследовательских конкурсах не только районного, но и городского, областного и республиканского уровней.

И этот год не стал для нас исключением. В районном этапе конкурса исследовательских работ по учебным предметам учащихся учреждений общего среднего образования две работы от нашей школы отмечены дипломами. Учащийся 5 «А» класса Плишань Ярослав с работой по математике «Техника счета» (учитель Винникова А.Н.) и учащаяся 7 «А» класса Дудькова Полина с работой по астрономии "«Влияние солнечной активности на рождаемость и смертность населения города Могилева» (учитель Недведская Л.Ф.) награждены дипломами III степени. Работы рекомендованы для дальнейшего участия в областном этапе конкурса. Хочется искренне пожелать коллегам и ребятам дальнейших побед, терпения и здоровья. Так держать!!!

Заместитель директора по учебной работе
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 4 г. Могилева»
Студнева Елена Валерьевна

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить»