Мы ищем, думаем – находим!

20 октября 2015 года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 9 г. Могилева» состоялась работа педагогической мастерской на тему «Повышение эффективности обучения учащихся с нарушением слуха на II ступени общего среднего образования».

Время неумолимо быстротечно... Это заставляет стремиться человека двигаться вперёд, решая бытовые, личные и профессиональные цели, максимально эффективно, результативно, общественно значимо. Важны приоритеты...

В государственном учреждении образования «Средняя школа № 9 г. Могилева» уже мало кто помнит, когда в первый раз пришли получать образование учащиеся с нарушением слуха. Казалось, что основная задача специалистов-учителей дефектологов. Но сегодня 50% из данной категории продолжают совместное обучение на II ступени общего среднего образования.

Как обучать? Кто они? Что могут? Профессиональный интерес учителей, обучающих отдельным предметам, существенно возрос. Десятки консультаций у специалистов, круглые столы совместно с учителями-дефектологами, посещение уроков, самообразование — путь, который привёл к возможности учителей обсуждать методы и приёмы обучения учащихся с нарушением слуха, и даже изучать их возможности в той или иной образовательной области. Результатом кропотливо проделанной профессиональной работы коллектива стало создание педагогической мастерской учителей «Повышение эффективности обучения учащихся с нарушением слуха на II ступени общего среднего образования». Одно из заседаний состоялось 20 октября 2015 года. Были предложены разнообразные методы и приёмы, некоторые из которых применялись на I ступени общего среднего образования, как преемственные, но получившие новое содержание, так и исследовательская информация, позволяющая выработать новые подходы в обучении предмету.
Учитель истории Гаврилюк Виталина Петровна выделила, что образность — необходимая предпосылка научности и прочности исторических знаний, поэтому много внимания нужно уделять образному изложению и его приёмам. Важную роль в формировании исторических понятий играет использование средств наглядности. Наглядные пособия (картосхемы, схемы, фотокопии, картины) более эффективны, чем многословные описания, создают яркие представления о жизни и быте наших предков. Важными средствами, помогающими добиваться сознательного усвоения исторического материала, служат технические средства обучения. С этой целью Гаврилюк В.П. создала видеотеку; на уроках применяет видеоматериалы, DVD-фильмы. Активно используется учителем блочное изложение материала, работа по опорным сигналам, что повышает качество знаний обучающихся.

Учителем Гриневской Натальей Александровной была отмечена задача успешного математического образования — формирование математической терминологии. Особенности усвоения математических знаний неслышащими учащимися обуславливаются тем, что несформированность словесной речи тормозит переход от перцептивного плана в область понятийного обобщения. Отсутствие нужных речевых обозначений затрудняет расчленение и выделение признаков предметов, при этом зачастую, как основной, выделяется не существенный признак (форма, количество), а второстепенный (величина, расположение в пространстве). Вот и взаимообратная задача для учителей-дефектологов...

На уроках биологии учитель Лецко Наталья Анатольевна выделила важность лабораторных работ в обучении предмету. Роль практических и лабораторных работ является наиболее оптимальным способом принять участие учащимся с нарушением слуха в усвоении ранее изученного теоретического материала, закрепить словарь биологических терминов на предметно-практической основе. Использование мультимедийных средств, и в том числе презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения учащихся с нарушением слуха.

Учитель физики Цедрик Наталья Евгеньевна представила результаты собственного изучения отдельных разделов преподаваемого предмета учащимися с нарушениями слуха. Её работа носила пропедевтический характер, с целью выработки адекватных приёмов обучения учащихся с нарушением слуха данной предметной области. На этапе знакомства с новой темой учитель использует карточки. Число используемых в работе карточек соответствует числу изучаемых физических соотношений. Приведены практические примеры. Опорные схемы служили средством организации деятельности учащихся, направляли их на решение определенных задач, прохождение этапов экспериментального исследования. На схемах в форме графических символов была задана последовательность преобразований реальной физической ситуации, которую учащиеся должны были осуществить. Эти изображения выполняли функцию наглядных ориентиров, следуя которым, обучающиеся приближались к требуемому результату.

Учитель химии Капралова Екатерина Анатольевна изложила возможности работы с текстом, содержащим специфическую терминологию. Так, для развития устной речи учащегося с нарушением слуха необходимо научить его составлять сначала самые простые предложения по теме уроков, а затем короткие описания приборов и опытов.

Обучение обычно начинается с составления однотипных предложений и использования типичных глаголов, которые являются опорными. Такой прием способствует лучшему считыванию с губ и запоминанию новых слов и терминов. Постепенно обучающийся накапливает определенные стереотипные словесные выражения, характерные для изученных тем по химии.

Учителя обменялись опытом. Как будет дальше? Покажут ученики и время...

Заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 9 г. Могилева»
Збанок Нина Андреевна