Глобальная сеть Интернет открывает каждому желающему практически безграничные возможности для общения, развлечения, поиска интересующих товаров и услуг. Однако эти технологии не всегда и не всеми используются во благо. Так, в наши дни существует огромное количество уловок и хитростей, чтобы мошенники и в виртуальном пространстве могли воспользоваться чужими денежными средствами. Однако обезопасить себя можно – необходимо научиться распознавать возникающую угрозу и знать, что делать, если вы с ней столкнулись.
Так, к правоохранителям Ленинского РОВД г. Могилева обратилась 15-летняя могилевчанка и ее родители, утверждающие, что девушка стала жертвой нового интернет-мошенничества. В социальной сети «Вконтакте», где у могилевчанки есть своя страничка, в сентябре ей написала приятельница, которая попросила дать девушку свой номер телефона. Зачем девушке понадобился мобильный приятельницы, школьница спрашивать не стала, и не заподозрив ничего дурного, написала свой мобильный. После этого на телефон попавшейся в ловушку, но не подозревающей об этом девушки пришло сообщение от контакта «V-BANKING» службы «Велком» с информацией, которую подруга также просила ей скинуть в сообщении. Могилевчанка доверчиво переслала присланное сообщение, после которого совершила еще несколько операций, позволяющих «приятельнице» зарегистрировать в системе «V-BANKING» виртуальный кошелек с виртуальными деньгами. После этого неизвестный перевел эти деньги на другой номер телефона другого мобильного оператора.
Могилевчанка и думать забыла об произошедшем, но спустя месяц ей опять стали приходить сообщения о том, что услуга «V-КОШЕЛЕК» успешно отключена. Решив разобраться, что происходит, она связалась со своей подругой, которая с удивлением ответила, что кто-то, очевидно, получил доступ к ее странице, потому что сама она никаких сообщений не отправляла и номер телефона девушки не просила. Обсудив странное происшествие, приятельница могилевчанки попросила администрацию социальной сети заблокировать анкету, с которой шли странные сообщения, и создала себе новую страницу.
Однако это история имела продолжение: спустя несколько дней оператор «Велком» прислал школьнице сообщение о том, что на номере телефона девушки существует задолженность по услуге «V-КОШЕЛЕК». Аналогичные сообщения приходили еще несколько раз, после чего девушка, посоветовавшись с матерью, обратилась в салон связи, где ей заблокировали данную услугу. Однако задолженность – 99 рублей НБ Республики Беларусь, была перенесена на лицевой счет девушки. Могилевчанки обратились в милицию по поводу совершения хищения денежных средств со счета телефона.
С подобными заявлениями к правоохранителям обратилось уже пять человек. По словам старшего оперуполномоченного группы по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий майора милиции Павла Канавалёнка, неустановленные лица таким обманным способом подключают гражданам мобильное приложение ««V-BANKING», внутри которого есть «V-КОШЕЛЕК», позволяющий производить оплату товаров, работ и услуг в ЕРИП с использованием доступного денежного лимита от velcom, который предоставляется без процентов на условиях отсрочки оплаты.
- Возврат использованных денежных средств производится на номер лицевого счета. Таким образом злоумышленники переводят чужие денежные средства на необходимые номера телефонов, а доверчивые граждане будут возмещать эти денежные суммы из своего кармана. Так как компания оставляет за собой право без уведомления клиента перенносить задолженность по электронным деньгам с лицевого счета услуги на лицевой счет абонента – пользователя приложения «V-BANKING», для многих граждан, доверчиво проделавших операции якобы по просьбе «друзей» в социальных сетях, произошедшее становится полной неожиданностью.
Павел Владимирович просит граждан быть бдительнее и соблюдать несколько простых правил, которые помогут им защитить себя и свои денежные средства:
- Не предоставляйте номер своего мобильного телефона в переписке в социальных сетях даже знакомым людям: неизвестно, действительно ли с вами переписывается знакомый вам человек или это очередной мошенник, взломавший чужую страницу. Лучше связаться со знакомым посредством телефонной связи и уточнить, действительно ли он пишет вам сообщения и выяснить, для чего ему понадобился номер вашего мобильного телефона. Никому не сообщайте коды безопасности, которые приходят вам на различных сайтах, не игнорируйте смс-уведомления об оформлении подозрительных услуг. Если вы не можете самостоятельно справиться с отпиской в мобильном личном кабинете, обратитесь в салон связи своего оператора с просьбой отключить услугу и по возможности заблокировать возможность оформления новых подписок.
Павел Владимирович рекомендует не оставлять номер своего мобильного телефона в открытом доступе в социальных сетях и быть бдительными, общаясь в интернет-пространстве.
Официальный представитель
Ленинского РОВД г. Могилева
Елена Симонова