Противодействие коррупционным проявлениям

Стоит ли в очередной раз говорить, что совершение экономических преступлений и коррупция негативно влияют на жизнь и развитие государства, общества в целом и каждого его члена в отдельности? Вполне закономерно, что коррупционные проявления входят в перечень основных потенциальных либо реально существующих угроз национальной безопасности.

В чем же это проявляется? Во—первых, коррупция препятствует экономическому развитию:
— посредством коррупции поддерживаются неэффективные проекты, финансируются искусственно раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;
— коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;
— коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции, особенно зарубежные;
— средства, аккумулируемые посредством коррупционных схем, как правило, оседают в форме недвижимости и сбережений (в большинстве случаев — в иностранных банках);
— возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую Правительству информацию, а с другой — подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам;
— деформирует структуру государственных расходов, так как коррумпированные должностные лица склонны направлять государственные ресурсы в сферы деятельности, где невозможен строгий контроль;
— увеличиваются затраты для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями) вследствие того, что взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение.
Во—вторых, не менее опасно влияние коррупции на социально—политические процессы:
— усиливается социальная несправедливость в виде нечестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан, в результате чего растут доходы преступников при снижении доходов законопослушных граждан;
— в системе сбора налогов позволяет преступникам уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи законопослушных граждан;
— подрывает доверие людей к государственным органам страны и ставит под сомнение их легитимность;
— коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться личными интересами ради общественных целей.
Анализ коррупционной преступности по республике позволяет сделать вывод о доминировании наиболее опасных ее видов. Это взяточничество, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, злоупотребления властью или служебными полномочиями.

При осуществлении оперативно-служебной деятельности отделом внутренних дел особое внимание уделяется проведению комплекса оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление экономических преступлений, а также противодействию коррупционным проявлениям.

Необходимо отметить, что за совершение коррупционных преступлений должностные лица осуждены к длительным срокам лишения свободы. Так, бывший заместитель главного врача УО «Могилевский зональный центр гигиены и эпидемиологии» 05.03.2018 осужден судом Ленинского района г.Могилева по ч.ч.1,2 ст.430 УК Республики Беларусь к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима, с лишением права занимать должности связанные с выполнением обязанности представителя власти сроком на 5 лет; бывший начальник управления торговли и услуг Могилевского горисполкома 19.02.2018 осуждена судом Ленинского района г.Могилева по ст.ст. 426, 430 УК Республики Беларусь к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать должности связанные с выполнением обязанности представителя власти сроком на 5 лет; врач-хирург УЗ «Поликлиника № 10» 01.08.2017 осужден судом Ленинского района г.Могилева по ст.ст.430, 427 УК Республики Беларусь к 4,6 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Оперуполномоченный ОБЭП
Ленинского РОВД г. Могилева
лейтенант милиции
Владислав Маньков