Начальник инспекции по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД г. Могилева майор милиции Сергей Иванович Михайлов служит в органах внутренних дел без малого 26 лет. За этот внушительный промежуток времени он успел пройти тернистый профессиональный путь: от милиционера взвода патрульно-постовой службы милиции Минского отдела внутренних дел на воздушном транспорте до начальника инспекции по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД г. Могилева. Проработав 15 лет в качестве участкового инспектора милиции, правоохранитель, овладев всеми тонкостями непростой профессии, в 2015-ом году был направлен возглавлять инспекцию. И нужно отдать профессионалу должное: при Сергее Ивановиче работа «детских инспекторов» стала более слаженной и эффективной:
— В инспекции по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД г. Могилева трудится 21 правоохранитель, и по штатной численности это вторая в республике инспекция, большесотрудниковтолько во Фрунзенском РУВД города Минска. Однако по количеству учебных заведений, которые находятся на обслуживаемой территории, мы уверенно вырываемся в лидеры: 48 заведений, среди которых школы, гимназии, профессионально-технические училища, университеты. Кроме того, на территории Ленинского района 56 детских садов и 22 общежития — впечатляющие цифры, не правда ли?
Сергей Иванович утверждает: учитывая высокую концентрацию учебных заведений всей области на территории Ленинского района, нагрузка на сотрудников подразделения ложится нешуточная. Только на учете в инспекции стоит 287 несовершеннолетних, из них 20 ребят уже были судимы.
— Чаще всего подростки необдуманно совершают кражи, грабежи или угоны. Средний возраст подучетного — 15-17 лет, то есть фактически это школьник, стоящий на пороге совершеннолетия, но ещене осознающий, каковы последствия его поведения для взрослой жизни. Правда, повторно преступления совершают лишь единицы, но это вовсе не является гарантом того, что остальные ребята стали на путь исправления, переосмыслили сделанное.
На вопрос о том, кто же виноват в совершении подростком правонарушения, начальник инспекции на несколько секунд задумывается:
— Эта проблема регулярно обсуждается всеми специалистами, которые работают с подростками, совершившими противоправное деяние. Чаще обстоятельства складываются так, что в работе с ребенком заинтересованы правоохранители и педагоги, а родители остаются глухи к их мольбам повлиять на ситуацию. Поэтому в этом году приоритет в нашей работе отдан именно влиянию на родителей. С каждым подростком проводится индивидуальная работа в присутствии мамы или папы, регулярно проводятся круглые столы на базе районной и городской комиссии. Из-за большого количества учебных заведений проводится четыре комиссии — и нужно везде успеть, с каждым пообщаться — иногда жалеешь, что в сутках так мало часов, чтобы все успеть.
Серьезной проблемой, по словам правоохранителя, стал выезд детей за пределы города в выходные, праздничные и каникулярные дни:
— Сейчас мы стараемся проработать вопрос о создании централизованной системы журналов, в которых будут храниться заявления подростков с указанием того, куда они собираются выехать. Подобная система работает в отношении ребят, состоящих на учете, однако она была бы эффективна и в отношении тех, кто не совершал правонарушения. Так, нередки случаи, когда подросток говорит в учебном заведении одно, а оказывается совсем в другом месте, к тому же успев «накуролесить». Не так давно один учащийся колледжа написал заявление, что собирается выехать к родителям. Парень утверждал, что заболел, и едет домой подлечиться. Реальность была далека от сказанного: парень снял квартиру с другом в Могилеве, а по ночам ребята промышляли кражами из автотранспорта. Централизованная система позволила бы избежать произошедшего, когда преподаватели на слово верили своему подопечному: в местном РОВД правоохранители были бы осведомлены о приезде того или иного школьника и проверили бы, в действительности ли он проводит свой досуг на их территории.
Впрочем, произошедшее — не единичный случай в практике правоохранителя:
— В одном из лицеев города сразу несколько ребят сказали преподавателю, что выехали за пределы города, а вместо этого сняли квартиры и употребляли так спиртные напитки. Школьники настолько перестали себя контролировать, что из-за шума соседи обратились в милицию. Отсутствие системы порождает бесконтрольность подросткового поведения и совершение уголовно наказуемых деяний, которые мы не должны допускать.
Однако выход, благодаря которому можно влиять на трудных подростков с наименьшими потерями для их будущего, был найден:
— Чтобы суд не принимал решение о направлении подростков в колонии, мы подготавливаем необходимые материалы для специальных учреждений закрытого типа — профессионально-технических училищ или школ. Комиссией мы уже направили 11 ребят, по восьмерым судом принято решение о направлении. Мы стараемся сделать так, чтобы ребятам давали не общественные работы из-за судимости, а отправляли на перевоспитание.
А вот что касается административной практики, тут Сергей Иванович категоричен: составлять протоколы за административные нарушения необходимо, чтобы подросток вовремя осознал происходящее и смог остановиться.
— Лучше составить протокол и начать проводить профилактическую работу, чем закрыть глаза и сделать вид, что ничего не произошло. Нужно бороться, разъяснять, убеждать подростка, что он не прав. Если этого не будет, если в работу не будет вложена душа, неизвестно, как скоро ребенок решится на еще один противоправны поступок. А это обязательно произойдет. Правоохранитель должен быть тем, в чьем лице школьник увидит защитника и обретет поддержку.
Сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних проводится масштабная индивидуально-профилактическая работа с каждым подопечным в течение года. Эта существенная мера помогает помочь каждому индивидуально, с учетом его личных особенностей, а также приобщить педагогов учебных заведений и даже других ребят. Разъяснительные мероприятия в школе позволяют вовлечь в обсуждение различных проблем большое количество ребят, создать совет пап или мам, и даже патрулировать вместе с преподавателями окрестности школы в выходные дни. Главное, это понимание, что вместе мы работаем над одной проблемой!
Сергей Иванович считает: правоохранители обозначают проблему, которую необходимо решать сообща: и с родителями, и с педагогами. Помочь в решении проблемы может и круглый стол, и грамотно проведенная беседа.
— Моё видение ситуации в том, что направление в спец учреждение — гуманная мера для перевоспитания. За три года нами было направлено 30 подростков — впечатляющая цифра. Конечно, есть ребята, которых ничто не исправит — недавний случай тому прямое подтверждение. У нас на учете стоял подросток, который совершил два угона и кражу, однако никакие увещевания не остановили его от совершения нового преступления. С могилевчанином проводилась масштабная профилактическая работа, прокурором ему было вынесено официальное предупреждение, однако и это не возымело должного эффекта: на следующий день парень угнал новую машину. Нам было известно, что у подростка тяга к разбору автомобилей, он всерьез интересовался внутренним состоянием машин, однако в споре с другом не смог устоять. Приятели поспорили, сможет ли парень завести машину и проехать на ней несколько метров. Владелец автомобиля был обескуражен, когда неизвестные молодые люди вскрыли его машину и сели за руль.
И хотя у парня была вполне обеспеченная семья, правоохранитель утверждает: достаток — не гарант примерного поведения ребенка.
— Многие ребята пытаются так заявить о себе, привлечь внимание окружающих. Иногда сами родители насколько потакают капризам чада, что это выливается в серьезную проблему. Недавно произошел почти курьезный случай: папа подарил своему девятилетнему сыну бейсбольную биту, которую счастливый владелец решил сразу же продемонстрировать друзьям на улице. Однако «презентация» новой вещи закончилась печально: замахнувшись, чтобы показать эпичный удар, школьник по неосторожности ударил стоящего сзади приятеля, и сломал ему нос. Разбираться в произошедшем пришлось родителям ребят.
Начальник инспекции уверен: поработав с несовершеннолетними, начинаешь понимать, что системы в работе нет, все исключительно индивидуально, исходя из конкретного случая:
— Ребенок может соблазниться велосипедом, который нерадивый взрослый без присмотра бросил на улице и отправился в магазин, он может взять драже в магазине только потому, что приятели смогли купить себе конфет, а он нет. В отличии от взрослого, который будет тщательно планировать совершение преступления, дети часто не осознают, что они делают что-то противозаконное. И наша задача не наказать, искалечив жизнь, а дать возможность исправиться и осознать.
Постулат, которым руководствуется правоохранитель, прост: в любой ситуации нужно представить, что ты являешься отцом попавшего в инспекцию ребенка.
— В спорных ситуациях я всегда предлагаю моим коллегам вспомнить себя в 16 лет. Большинство соглашается: многие вещи были непонятны, а период взросления казался чем-то далеким. Ситуации могут быть разными, однако в любой из них я прошу оставаться человеком с большой буквы. Всегда нужно давать шанс, и ребенок это поймет и во второй раз подумает перед тем как что-то предпринимать.
Правда, милиционер не скрывает: чтобы понять подростка, необходим опыт, а еще лучше — наличие своих собственных детей.
— Только пережив все стадии взросления ребенка, сможешь понять, как это непросто — быть подростком. Переходный возраст толкает на необдуманные поступки, и родителю важно «словить» этот момент, остаться с подростком друзьями, сохранить доверительные отношения, в которых можно говорить обо всем и делиться друг с другом переживаниями и проблемами.
Правоохранитель уверен: отношение должно быть участливым, иначе ничего не получится:
— Не нужно геройствовать, достаточно сделать одно доброе дело, и ты уже сможешь с уверенностью сказать, что не зря служил в органах внутренних дел!
Официальный представитель
Ленинского РОВД г. Могилева
Елена Симонова