7 февраля в актовом зале учреждения образования «Средняя школа № 19» состоялось выездное заседание суда Ленинского района города Могилева. На нем перед собравшимися школьниками старших классов и педагогическим коллективом рассматривалось направление в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа одного из несовершеннолетних учащихся школы, который совершил уголовно наказуемое деяние. Инициатором проводимого мероприятия стал представитель комиссии по делам несовершеннолетних, который и подал иск о рассмотрении поведения школьника в судебном порядке.
Заседание открыл судья суда Ленинского района г. Могилева Александр Бушкевич, который сразу же ввел собравшихся на заседании школьников в курс дела, обозначив основные обстоятельства произошедшего. Выяснилось, что в сентябре 2019-го года 14-летний молодой человек подрался с незнакомым ему 17-летним парнем. В результате более взрослый парень получил легкие телесные повреждения. Также выяснилось, что антиобщественный инцидент — далеко не единственный в списке совершенных молодым человеком проступков, с которым не может справиться ни родная мать, ни педагоги школы.
Доложив о сути искового заявления, судья дал возможность истцу — заместителю председателя комиссии по делам несовершеннолетних Ленинского района города Могилева Людмиле Иванчиковой — выступить перед школьниками и педагогами. Людмила Ивановна подтвердила: необходимость помещения подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение за совершенное деяние есть. Помимо административного взыскания, наложенного на подростка, выяснилось, что и в целом его поведение невозможно назвать удовлетворительным. Успеваемость парня упала до критической отметки, на замечания педагогов и матери он не реагирует, к тому же обладает дольно вспыльчивым и агрессивным характером. После этого Людмила Ивановна акцентировала внимание присутствующих на том, что помещение подростка в учреждение закрытого типа это не наказание, а помощь. Специалист также отметила, что практика помещения подростков в такие учреждения с целью корректировки их поведения широко используется во многих странах мира, позволяя достигать положительные результаты. Эта мера может стать действенным средством социальной реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя, которая поможет ему осознать неправомерность и недопустимость подобного поведения.
После выступления представителя комиссии по делам несовершеннолетних слово было предоставлено 14-летнему Алексею (имя изменено — прим. автора), который встал и начал нерешительно переминаться с ноги на ногу. Впрочем, хоть и выглядел парень спокойно, на вопросы он отвечал сбивчиво, а то и вовсе молчал. Объяснить собравшимся свое агрессивное поведение он так и не смог, несколько раз утверждая, что ударил незнакомца из-за его задиристого поведения и едких замечаний. Бил школьник ногой — эта вовсе не детская жестокость совершенно не вязалась с внешним видом подростка.
За мальчиком перед судьёй выступила его мама — женщина, которую, как выяснилось, школьник также держал в страхе, однако она до последнего верила, что ее ребенок переосмыслит свое поведение и перестанет вести себя агрессивно. Родитель пытается оправдать своё чадо, утверждая, что Алексей не всегда ведет себя несдержанно и грубо. Впрочем, вопросы старшего помощника прокурора г. Могилева Елены Дубровской сразу же расставляют все по своим местам: женщина теряет нить своего повествования о счастливой семье, изредка переживающей тяжелые моменты недопонимания. Выясняется, что она практически никогда не знает, где ее сын проводит свое свободное время, после школы отправляясь на улицу. Она также не осведомлена об именах его близких товарищей, а проконтролировать сделанные уроки и вовсе не в состоянии: могилевчанка оправдывается, что она физически слабее сына для того, чтобы принудить его выполнять домашнюю работу. Расписываясь в собственном бессилии при этом мать ребенка будто бы и не понимает последствий совершаемого им поступка: она просит «не ломать» Алексею жизнь, убежденная, что несколько лет закрытой школы вовсе не пойдут ему на пользу. Несложно прийти к выводу, что слабохарактерность и попустительское отношение со стороны матери, а также недостаточное внимание с ее стороны и стало одной из причин того, что у подростка успел сформироваться образ жизни, идущий вразрез с законом, из-за чего он совершает преступления и нуждается в особых условиях воспитания. Женщина утверждает: ее ребенок оступился, однако он сделал должные выводы и больше так не поступит.
Конечно, убедительно говорящей матери хочется верить, но не получается: следом за ней перед судьей выступают классный руководитель мальчика и социальный педагог учреждения образования, которые опровергают слова матери о мнимом благополучии этой семьи. Со слов преподавателей выясняется, что произошедшее — не единственный случай в жизни Алексея, более того, уверены взрослые, он даже закономерен при том поведении, что демонстрирует школьник. В семье постоянно возникают конфликты, один из них стал показательным: подросток избил мать, ударив ее по лицу. Социальному педагогу женщина позвонила в слезах и рано утром: сын, вместо того, чтобы встать и пойти в школу, продолжил демонстративно лежать в кровати, а после, когда мать настойчиво потребовала подняться, ударил ее. Перед работницей учреждения образования могилевчанка предстала в нелицеприятном виде: с рассеченной губой и сочащейся из нее кровью. Преподавателям почти удалось убедить женщину обратиться в правоохранительные органы — однако та в последний момент передумала писать заявление, сославшись на то, что у нее один сын и не стоит портить ему жизнь из-за одной мелкой ссоры.
Впрочем, учителя все же направились домой к женщине, где подросток продолжал лежать на кровати и смотреть в экран мобильного телефона. Замечания, да и присутствие взрослых, он игнорировал, продолжая изучать всемирную сеть. Шокированные таким поведением, учителя решили, что необходимо привлечь правоохранителей.
Еще одним свидетелем разворачивающейся драмы стал временно исполняющий обязанности по должности начальника инспекции по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД г. Могилева майор милиции Анатолий Козлов, который также высказал мнение, что целесообразным решением станет помещение подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение. Выяснилось, что с рассматриваемым на заседании суда школьником и его семьей Анатолий Сергеевич знаком уже несколько лет: дома периодически вспыхивают семейные конфликты, и школьник даже угрожал матери убийством. Напуганная женщина и тогда обращалась за помощью, однако в последний момент решительность также ей отказала. Правоохранитель неоднократно проводил со школьником профилактическую работу, и даже казалось, что она возымела должный эффект, но спустя несколько месяцев все возвращалось на круги своя: подросток опять начинал вести себя агрессивно и вызывающе.
После судебных прений судья удалился в совещательную комнату, где, еще раз изучив все собранные материалы по делу доказательства, принял решение о направлении Алексея в специальное учебно-воспитательное учреждение. Представители администрации уверены: это суровая, однако необходимая мера для того, чтобы подросток осознал происходящее, подумал над совершенными ошибками и усвоил урок, впредь подумав о последствиях.
Официальный представитель Ленинского РОВД г. Могилева
Елена Симонова