2 сентября этого года в оперативно-дежурную службу Ленинского РОВД г. Могилева с заявлением обратился 57-летний могилевчанин, который рассказал, что стал жертвой мошеннических действий со стороны неизвестных ему лиц.
Оказалось, что на мобильный телефон заявителя в одном из приложений-мессенджеров поступил звонок от неустановленной женщины, которая любезно представилась менеджером одного из банков, расположенных в областном центре. В ходе разговора «сотрудница банка» рассказала могилевчанину, что неустановленные лица якобы пытаются оформить на него кредит в их банке на максимально возможную сумму. Также женщина предположила, что в этом виновен кто-то из сотрудников банка, и чтобы разобраться в неприятной ситуации, местный житель должен самостоятельно оформить на свое имя кредит на максимальную сумму, которую ему одобрит банк. После, следуя инструкциям «сотрудницы», вкладчику банка необходимо будет зачислить полученные денежные средства на расчетный счет, который она ему предоставит. Таким образом, со слов собеседницы выходило так, что эта денежная манипуляция якобы поможет узнать, кто еще имеет доступ ко счетам мужчины и пытается ими воспользоваться.
В этот же день на номер могилевчанина поступил еще один звонок со скрытого номера от гражданина, который представился полковником милиции, а после разъяснил, что он проводит оперативные мероприятия по выявлению мошенников, совершающих неправомерные действия в отношении граждан Республики Беларусь. Незнакомец акцентировал внимание собеседника на том, что данная информация — секретная, ее нельзя разглашать близким и родственникам, и что в дальнейшем по всем вопросам с ним будет держать связь уже вышеупомянутая «сотрудница банка».
Доверчивый мужчина выполнил указания незнакомцев: при помощи инфокиоска он перевел денежные средства в сумме 9200 белорусских рублей на новый расчетный счет. После этого мошенники, представившиеся сотрудниками банка и правоохранительных органов, получили доступ к денежным средствам мужчины. Они попытались убедить местного жителя оформить на себя еще один кредит, но уже в другом банке, однако его отговорила супруга, которая распознала обман в словах убедительных незнакомцев. Только тогда мужчина обратился за помощью в правоохранительные органы.
Подобный случай мошенничества, к сожалению, далеко не единичен на территории Ленинского района г. Могилева. Так, в милицию обратилась еще одна жертва злоумышленников, 59-летняя гражданка, которой также поступил звонок от неизвестного лица, который представился работником службы безопасности Национального банка Республики Беларусь. Разговаривая с женщиной, «сотрудник банка» пояснил, что неизвестные пытаются оформить кредит на ее имя, и, чтобы изобличить мошенников, необходимо, опять же, оформить в банке кредит самостоятельно. Женщина так и сделала, а после перевела полученные 8000 белорусских рублей на указанный незнакомцем расчетный счет, через один из терминалов, расположенных в центре города.
Спустя день этот же мужчина убедил доверчивую пенсионерку оформить еще один кредит, а после перевести 3450 белорусских рублей на тот же расчетный счет. В конечном счете обманутая женщина перевела злоумышленникам, которые получили доступ к ее расчетному счету, 11450 белорусских рублей.
Приведенные примеры — далеко не все случаи, когда могилевчане стали жертвами очередного мошенничества. В новой схеме преступной наживы от имени службы безопасности банка мошенники сообщают о проведении служебного расследования по факту хищения денежных средств клиентов неустановленным сотрудником банка. В связи с чем просят не звонить в банк, мотивируя это тем, что звонок может помешать расследованию, и предупреждают о наличии уголовной ответственности за препятствование расследованию — при этом могут ссылаться на произвольный номер статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Далее звонок переключается на псевдо-сотрудника правоохранительных структур Республики Беларусь, который продолжает вводить клиента в заблуждение.
В ходе общения с мошенниками на любой стадии разговора под благовидным предлогом предпринимаются попытки получения конфиденциальных данных (логин и пароль от Интернет-банка, и другие). Убеждают установить приложение из Google Play/App Store: «AnyDesk — удаленное управление», позволяющее получить доступ к счету клиента для осуществления несанкционированного перевода денежных средств. В итоге доверчивый гражданин остается без своих денег.
Сотрудники отдела уголовного розыска Ленинского РОВД г. Могилева в очередной раз просят быть бдительнее и напоминают:
— Ни банк, ни иные государственные органы не будут просить установить программу-приложение с целью удаленного доступа третьими лицами к счёту клиента;
— Если мошенник говорит, что он сотрудник службы безопасности, в первую очередь необходимо попросить его представиться — назвать полностью должность, фамилию и имя. После попросить назвать ваш полный номер карты, с которой ведется списание. Банк располагает такой информацией, мошенник — нет. Последний в большинстве случаев не ответит на этот вопрос. Если все же он назвал полный номер карты и другую информацию, которую может знать только сотрудник банка, то окончите разговор и перезвоните в банк для уточнения полученной информации.
— Ни под какими предлогами не сообщайте третьим лицам:
• логины (имя пользователя) и пароли от дистанционного банковского обслуживания;
• ПИН—код от карточки, используемый для совершения операций с использованием карточки;
• CVV-код от карточки, используемый для оплаты в Интернете,
• пароль 3-D Secure, используемый для оплаты в Интернете,
• сеансовые пароли доступа в Интернет-банк,
• подтверждающие SMS-коды.
А также не забывайте, если есть подозрение, что ваши конфиденциальные данные доступа стали известны мошенникам, оперативно заблокируйте доступ к вашем личному кабинету в мобильном приложении и Интернет-банке через функцию: «Блокировка учетной записи». Будьте бдительны и сохраните свои денежные средства от преступных посягательств!
Официальный представитель Ленинского РОВД г. Могилева
Елена Симонова