В оперативно-дежурную службу Ленинского РОВД г. Могилева с заявлением обратился 76-летний мужчина, который рассказал о произошедшем с ним неприятном инциденте.
Оказалось, что, находясь дома, мужчина решил оплатить коммунальные услуги с помощью интернет-банкинга и свой банковской карты. Используя персональный компьютер, мужчина зашел в браузер, где в поисковой строке ввел свой запрос: интернет-банкинг одного из банков города. После мужчина перешел по первой предложенной ссылке, на которой был изображен узнаваемый гражданином значок банка. Правда, при переходе, мужчина обратил внимание, что окно, в которое необходимо было ввести код с карты, было видоизменено, и выглядело не как обычно. Этому факту беспечный могилевчанин не придал особого значения, решив, что страница была обновлена банком. После того, как местный житель ввел свой логин и пароль в браузере, а также код с карты кодов, на экране его компьютера появилась надпись о том, что доступ в личный кабинет невозможен, а на сайте проводятся профилактические работы. Не думая об обмане, мужчина выключил компьютер, чтобы завтра попробовать оплатить услуги еще раз, а после отправился в аптеку. Там провизор сообщила могилевчанину, что на его банковской карте недостаточно денежных средств для оплаты покупок. Мужчина тут же заблокировал платежное средство и обратился за помощью в правоохранительные органы. Выяснилось, что мошенники перевели с карты мужчины 220 белорусских рублей.
Похожий случай произошел с 78-летней могилевчанкой, которая поверила незнакомцу, позвонившему на ее мобильный телефон. Неизвестный мужчина представился сотрудником банка и сообщил, что на имя пенсионерки была подана заявка на оформление кредита. Он ввел доверчивую женщину в заблуждение, получил доступ к реквизитам ее паспорта и банковской платежной карты, а также к карте с кодами, которые предназначены для входа в личных кабинет интернет-банкинга. Через некоторое время на мобильный телефон женщины поступили сообщения от банка, содержащие коды, которые последняя также передала незнакомцу. После, попытавшись через банкомат снять с карточки деньги, могилевчанка обнаружила, что с ее счета было списано 3550 белорусских рублей. Шокированная случившимся, она также обратилась за помощью в милицию.
58-летняя жительница областного центра находилась дома, когда ей на мобильный телефон поступил звонок от неизвестного лица, которое представилось сотрудником одного из банков города. Последний сообщил ничего не понимающей женщине, что банком была одобрена ее заявка на кредит на общую сумму в 58000 белорусских рублей. Также неизвестный попросил женщину установить мобильное приложение, с помощью которого якобы сможет застраховать ее карт-счет. Могилевчанка выполнила требования «сотрудника банка», а также перевела деньги с одной своей карты на другую, якобы, чтобы выполнить процедуру страхования. После местная жительница стала подозревать, что стала жертвой обмана, и прекратила телефонное общение. Она набрала по общему номеру банка, где ей ответил уже действительный сотрудник, который сообщил, что на одной из карт у женщины осталось 6 рублей, а на другой — 4. Таким образом, в результате манипуляций неизвестный похитил у могилевчанки 1350 белорусских рублей.
Правоохранители просят граждан, особенно пожилого возраста, быть бдительными, и не идти на поводу у предприимчивых мошенников. Самые распространенные способы хищения с банковских карт основаны именно на психологических методах убеждения, обмана и даже запугивания клиентов банков. Наиболее популярен у мошенников так называемый телефонный фишинг — процесс выманивания персональных данных у банковских клиентов.
Как работают мошенники:
• Представляясь банковскими сотрудниками («службой безопасности» или «службой финансового мониторинга»), сообщают о подозрительной активности и предлагают продиктовать данные карты, чтобы банк принял меры по защите средств.
• Убеждают перевести деньги на отдельный счет якобы для их защиты, сделать это можно онлайн либо сняв деньги в банкомате.
• Просят установить специальное программное обеспечение для «защиты средств», с помощью которого мошенники могут украсть данные карты и оформить предодобренный кредит, после чего вывести средства.
• С начала пандемии мошенники активно эксплуатируют тему коронавируса, будь то «бесплатная» диагностика, медицинская помощь, пособия, компенсации, возврат средств за билеты и другие предлоги, конечной целью которых является перевод денег.
• Сообщают пожилым людям о положенных выплатах от имени различных социальных фондов, в этом случае узнать номер банковской карты и другие данные им нужно якобы для перечисления денег.
Важно! Не стоит сообщать третьим лицам данные карты, в том числе четырехзначный PIN-код и трехзначный CVC-код, указанный на обороте. При звонках от мошенников могут отображаться реальные номера банковских телефонов. Они могут представляться также правоохранителями или банковскими служащими, которые хотят вам помочь.
Также рассылаемые мошенниками письма могут содержать ссылки на поддельные сайты, имитирующие странички интернет-магазинов с большими скидками, а также сайты магазинов, страховых компаний, различных ведомств. Письма приходят также под видом квитанций об оплате коммунальных платежей или в виде официальных уведомлений от банков и других организаций.
Еще один популярный способ мошенничества связан с продажами на сайтах объявлений, где покупатель по поддельной ссылке вводит данные для оплаты несуществующего товара.
В соцсетях мошенники делают рассылки по списку друзей со взломанного аккаунта с просьбой перевести денег на карту. Подобную информацию всегда необходимо перепроверять по другим каналам связи.
Ни в коем случае не нужно переходить по ссылкам из подозрительных писем и загружать неизвестные программы. Остерегайтесь оплачивать покупки на подозрительных сайтах, не переводите деньги, если нет уверенности в получателе. Контролируйте все операции по счету и пользуйтесь антивирусными программами.
Официальный представитель Ленинского РОВД г. Могилева
Елена Симонова