Профилактика крупных мошенничеств

В оперативно-дежурную службу Ленинского РУВД г. Могилева обратилась 40-летняя могилевчанка, которая рассказала, что неизвестный обманным путем завладел принадлежащими ей и ее матери денежными средствами на общую сумму в 10 000 белорусских рублей.

Правоохранителям удалось выяснить, что незнакомец посредством одного из мессенджеров в глобальной компьютерной сети Интернет связался с заявительницей, представившись начальником юридического контроля одного из банков Республики Беларусь. Он путем обмана убедил женщину оформить на свое имя кредиты сразу в двух банках областного центра. Заверив местную жительницу, что это необходимо для того, чтобы злоумышленники не получили ее средства, мошенник воспользовался доверчивостью женщины. Кредиты же, по словам мужчины, после будут автоматически погашены.

С помощью убеждения в необходимости денежного перевода на другую карту незнакомец завладел чужими денежными средствами. Он даже продемонстрировал потерпевшей фотоизображение служебного удостоверения, которое переслал ей в мессенджере.

Спустя несколько дней неизвестный продолжил свои преступные действия, вновь написав женщине сообщение. На этот раз он утверждал, что денежные средства ее матери находятся под угрозой из-за возможной атаки мошенников на банк. Могилевчанка вновь поверила «начальнику юридического контроля» и перевела на указанную им карту еще около 1000 белорусских рублей. Однако после того, как незнакомец стал уговаривать женщину перевести оставшиеся у нее денежные средства на банковскую карту иного банка, номер которого он назвал в ходе беседы, женщина все же насторожилась. Подозревая, что она с матерью стала жертвой обмана, могилевчанка обратилась за помощью в правоохранительные органы.

Сотрудники отдела уголовного розыска Ленинского РОВД г. Могилева рекомендуют могилевчанам быть бдительнее, чтобы не стать жертвами мошенничества и сохранить свои финансы, а также избежать обмана:

В большинстве случаев мошенники представляются сотрудниками банков или иных организаций и предлагают отменить подозрительную операцию либо заявку на кредит. Под видом покупателей товара, реализуемого на интернет-площадках, выманивают реквизиты карт через мессенджеры либо копии известных сайтов.

Мошенники обзванивают клиентов, представляясь сотрудниками различных служб банков, Национального банка, Ассоциации банков, правоохранительных органов. Звонок поступает на мобильный телефон или в мессенджер. При этом номера телефонов, с которых осуществляется звонок, могут быть похожи на официальные телефоны этих организаций.

Чтобы войти в доверие, злоумышленники могут обращаться по имени, назвать адрес или часть цифр номера карты. В процессе разговора возможны «переключения» на сотрудников иного (обслуживающего) банка. Цель — убедить клиента предоставить данные, необходимые для входа в интернет-банк, а также для осуществления платежа.

Получив информацию, мошенник списывает деньги со счетов. Кроме того, часто клиент, предоставив все данные, одобряет, тем самым, оформление на свое имя кредита. В этом случае, он теряет не только средства со своих счетов, но и сумму одобренного кредита.

Самые распространенные уловки мошенников: отмена перевода/заявки на кредит. В большинстве случаев звонящий сообщает о подозрительных операциях по карточке либо об оформлении кредита или овердрафта на ваше имя. Для блокировки подозрительной операции или отмены заявки на кредит злоумышленник при разговоре требует срочно предоставить следующие данные (возможно, не все из перечисленного):
• личный номер паспорта;
• полный номер карточки или последние 4 цифры карточки и CVV-код;
• СМС-коды, которые приходят на ваш телефон от банка (M-код, 3D-Secure kod).

Еще один вариант: мошенник, представившись сотрудником службы безопасности банка, сообщает о проведении служебного расследования по факту хищения денежных средств клиентов неустановленным сотрудником банка. Однако, клиента просят не звонить в банк, так как звонок может помешать расследованию, и предупреждают о наличии уголовной ответственности за препятствование расследованию. Далее звонок переключается якобы на сотрудника правоохранительных структур, который продолжает вводить клиента в заблуждение. Во время общения на любой стадии разговора под предлогом страхования вклада, блокировки счета и т.д. предпринимаются попытки получения конфиденциальных данных. Также для проверки «недобросовестных» сотрудников банка клиента вынуждают оформить кредит, уверяя, что его не надо будет потом погашать, и убеждают установить приложение «AnyDesk — удаленное управление» из Google Play или App Store, позволяющее получить доступ к счету клиента для осуществления несанкционированного перевода денежных средств.

Будьте бдительны, не попадайтесь на уловки мошенников!

Официальный представитель Ленинского РУВД г. Могилева
Елена Симонова