В ноябре этого года в оперативно-дежурную службу Ленинского РУВД г. Могилева обратилась 70-летняя местная жительница, которая рассказала, что стала жертвой мошенников. Неустановленное лицо в ходе телефонной беседы с пмощью одного из социальных мессенджеров представилось сотрудником правоохранительных органов и членом банковской ассоциации, после чего убедило женщину оформить на свое имя несколько кредитов в разных банках города, а после перевести эти деньги на чужой счет. Общая сумма потерянных денег — 9800 белорусских рублей.
Было установлено, что пенсионерка находилась у себя дома одна, когда ей на телефон поступил звонок незнакомца. Последний представился членом банковской ассоциации и сообщил, что третьи лица пытаются оформить на женщину кредит. Для того, чтобы им помешать, мужчина посоветовал могилевчанке самой оформить кредит — якобы из-за этого мошенники не смогут оформить заявку. Мужчина прислал фотографию своего служебного удостоверения, пояснил, что его собеседнице нужно скачать специальное приложение на смартфон: доверчивая местная жительница выполнила все условия, однако никаких изменений не заметила.
После женщина несколько раз была в разных банках города, где подавала заявки на оформление кредитов. Сотрудник банка уточнял у пенсионерки информацию о целях ее кредита, а также спрашивал, не поступали ли женщине звонки с неизвестных номеров, однако могилевчанка не стала вступать в контакт, полагая, что это мошенник. После одобрения кредита женщина получила наличные, которые, по словам мошенника, она и перевела на «защищенный расчетный счет». В ответ гражданка получила скриншот с информацией о якобы досрочном погашении кредита.
После женщина взяла в другом банке еще один кредит уже на 5200 рублей, которые также обналичила с карты в банкомате, а после опять перевела на другой счет. Мошенники заверили местную жительницу, что скоро ее посетят правоохранители, однако больше с пенсионеркой никто не связывался. Тогда женщина самостоятельно решила прояснить ситуацию. Каково же было ее удивление, когда милиционеры объяснили ей, что она стала жертвой хитроумного обмана.
Сотрудники отделения по борьбе с киберпреступностью Ленинского РУВД г. Могилева рекомендуют могилевчанам быть бдительнее, чтобы не стать жертвами мошенничества и сохранить свои финансы, а также избежать обмана:
В большинстве случаев мошенники представляются сотрудниками банков или иных организаций и предлагают отменить подозрительную операцию либо заявку на кредит. Под видом покупателей товара, реализуемого на интернет-площадках, выманивают реквизиты карт через мессенджеры либо копии известных сайтов.
Мошенники обзванивают клиентов, представляясь сотрудниками различных служб банков, Национального банка, Ассоциации банков, правоохранительных органов. Звонок поступает на мобильный телефон или в мессенджер. При этом номера телефонов, с которых осуществляется звонок, могут быть похожи на официальные телефоны этих организаций.
Чтобы войти в доверие, злоумышленники могут обращаться по имени, назвать адрес или часть цифр номера карты. В процессе разговора возможны «переключения» на сотрудников иного (обслуживающего) банка. Цель — убедить клиента предоставить данные, необходимые для входа в интернет-банк, а также для осуществления платежа.
Получив информацию, мошенник списывает деньги со счетов. Кроме того, часто клиент, предоставив все данные, одобряет, тем самым, оформление на свое имя кредита. В этом случае, он теряет не только средства со своих счетов, но и сумму одобренного кредита.
Самые распространенные уловки мошенников: отмена перевода/заявки на кредит. В большинстве случаев звонящий сообщает о подозрительных операциях по карточке либо об оформлении кредита или овердрафта на ваше имя. Для блокировки подозрительной операции или отмены заявки на кредит злоумышленник при разговоре требует срочно предоставить следующие данные (возможно, не все из перечисленного):
• личный номер паспорта;
• полный номер карточки или последние 4 цифры карточки и CVV-код;
• СМС-коды, которые приходят на ваш телефон от банка (M-код, 3D-Secure kod).
Еще один вариант: мошенник, представившись сотрудником службы безопасности банка, сообщает о проведении служебного расследования по факту хищения денежных средств клиентов неустановленным сотрудником банка. Однако, клиента просят не звонить в банк, так как звонок может помешать расследованию, и предупреждают о наличии уголовной ответственности за препятствование расследованию. Далее звонок переключается якобы на сотрудника правоохранительных структур, который продолжает вводить клиента в заблуждение. Во время общения на любой стадии разговора под предлогом страхования вклада, блокировки счета и т.д. предпринимаются попытки получения конфиденциальных данных. Также для проверки «недобросовестных» сотрудников банка клиента вынуждают оформить кредит, уверяя, что его не надо будет потом погашать, и убеждают установить приложение «AnyDesk — удаленное управление» из Google Play или App Store, позволяющее получить доступ к счету клиента для осуществления несанкционированного перевода денежных средств.
Будьте бдительны, не попадайтесь на уловки мошенников!
Официальный представитель Ленинского РУВД г. Могилева
Елена Симонова