В настоящее время мошенничества являются одним из распространенных видов преступлений. Все больше людей становятся жертвами хитроумных схем, в том числе в сети Интернет. Наиболее уязвимыми для преступников являются люди пожилого возраста. Пользуясь их доверчивостью, злоумышленники, представляясь работниками различных социальных учреждений, благотворительных фондов или жилищно-коммунальных служб, вводят их в заблуждение и лишают денег.
Так, например, в оперативно-дежурную службу Ленинского РУВД г. Могилева с заявлением обратилась 67-летняя женщина, которая рассказала, что была обманута в одном из мессенджеров. Там ей позвонил неизвестный, который представился сотрудником правоохранительных органов, после чего уговорил ее перевести деньги на указанную им карту. Крупная сумма — около 7000 белорусских рублей — исчезла вместе с незнакомцем после перевода.
Похожий случай произошел с еще одной 66-летней пенсионеркой, которая, побеседовав с «сотрудником милиции», оформила на себя кредит на общую сумму около 4000 рублей. Женщину путем обмана склонили к необходимости данной процедуры, которая якобы поможет сохранить свои сбережения в банке. Еще один 63-летний пенсионер по указанию афериста установил в телефоне приложение, с помощью которого мошенники похитили у него около 3000 рублей.
Другая 70-летняя могилевчанка пообщалась «со следователем из Бреста», который набрал ей в мессенджере. По его указанию могилевчанка перевела крупную денежную сумму на чужой расчетный счет, и только когда «сотрудник» перестал выходить на связь, поняла, что была обманута.
Чтобы не стать жертвой аферистов, необходимо обратить внимание на ситуации, которые должны настораживать. Кроме того, обязательно расскажите о правилах безопасности своим пожилым родственникам, постоянно напоминайте им об этом.
Перед тем, как открыть дверь незнакомцу, позвоните в названную им организацию и уточните, работает ли у них такой человек, и направляли ли его к вам. Социальный работник не может прийти к вам без постановки вас на учет в организации социального обслуживания и заключенного с вами договора о предоставлении социальных услуг. Поэтому открывать дверь каждому, кто назвался социальным работником, не нужно.
Выплаты и доставка на дом пенсий и других социальных выплат пенсионерам осуществляются уполномоченными на это органами и организациями (почта, банк и т. д.). Доставка на дом пенсий может производиться работниками почтовых отделений.
Социальные работники могут получать и приносить пенсию только по выданной доверенности. Обмен (размен) денег кроме как в кредитном или ином, уполномоченном на операции с денежными средствами учреждении, проводиться не может! Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются пожилым людям на основании поданного ими заявления в органы и учреждения социальной защиты населения по месту жительства, индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора о предоставлении социальных услуг. За получателем социальных услуг закрепляется социальный работник, имеющий служебное удостоверение, устанавливается график посещения — дни недели и часы посещения, выдается памятка с контактными телефонами должностных лиц организаций социального обслуживания или управления социальной защиты населения.
Неожиданных приходов социальных работников не может быть! Незнакомые люди представляются слесарями, электриками или представителями сферы обслуживания и под предлогом проведения акции бесплатно предлагают провести проверку установленного в квартире оборудования или водопровода. Проверка соответствующими службами проводится только после официального оповещения жителей дома. Поэтому в такой ситуации необходимо быть предельно бдительными и осторожными:
— не открывайте дверь незнакомцам;
— не впускайте в квартиру посторонних, сотрудников ремонтных служб или представителей ЖЭС, если вы их не вызывали;
— до покупки любой техники или препаратов, особенно дорогостоящих, обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом и родственниками;
— во всех случаях, когда к вам пришли незнакомые люди, сообщайте об этом своим родным и близким.
Сотрудники отдела охраны правопорядка и профилактики Ленинского РУВД г. Могилева рекомендуют пожилым гражданам, а также их близким и родственникам, быть бдительнее, чтобы не стать жертвами мошенничества и сохранить свои финансы, а также избежать обмана:
— Не принимать звонки с неизвестных вам номеров (даже если при этом абонент представляется близким родственником);
— Если вы все же уже взяли телефонную трубку, необходимо тщательно проверить предоставляемую вам информацию, не поддаваться эмоциям и не паниковать. Перезвоните родственнику на телефон, с которого он уже звонил вам ранее, еще раз уточните у него детали случившегося. Если близкий человек недоумевает, что произошло, значит звонок поступил от постороннего человека, которому ни в коем случае нельзя доверять;
— Не соглашайтесь на сделки с участием третьих лиц: помощь в передаче денежных средств курьерам, которые якобы «отдадут» их вашим родственникам, попавшим в беду — будь то участие в дорожно-транспортном происшествии или погашение долга;
Все эти простые правила помогут вам не стать потенциальной жертвой мошенников, а также сберечь свои денежные средства! О фактах произошедшего мошенничества или попытках вас обмануть необходимо сразу же сообщать в правоохранительные органы по телефону «102».
Официальный представитель Ленинского РУВД г. Могилева
Елена Симонова