В прошлую среду участковый инспектор отдела охраны правопорядка и профилактики Ленинского РУВД г. Могилева лейтенант милиции Роман Демченко проводил очередной прием граждан. К нему обратилась испуганная могилевчанка, которая решила срочно посоветоваться с правоохранителем. Пенсионерка рассказала, что ей на мобильный телефон звонил незнакомец, который буквально заставлял ее взять на себя кредит в разных банках города Могилева. Растерянная местная жительница послушала мужчину, а после, разволновавшись, бросила трубку. Проанализировав услышанное во время разговора, пенсионерка решила обратиться к знакомому ей милиционеру. Она поинтересовалась у Романа Александровича: соврал ли незнакомец? Женщина не так уж часто пользуется картой, однако звонок ее насторожил.
В первую очередь правоохранитель успокоил местную жительницу, детально разъяснил ей стандартную схему действия любого мошенника, один из которых и пытался обмануть женщину:
— Я постоянно напоминаю всем о том, что в большинстве случаев мошенники представляются сотрудниками банков или иных организаций, после чего предлагают отменить подозрительную операцию либо заявку на кредит. Недобросовестные граждане обзванивают клиентов, представляясь сотрудниками различных служб банков, Национального банка, Ассоциации банков, правоохранительных органов. Звонок поступает на мобильный телефон или в мессенджер. При этом номера телефонов, с которых осуществляется звонок, могут быть похожи на официальные телефоны этих организаций.
Роман Александрович обратил внимание женщины на следующее: чтобы войти в доверие, злоумышленники могут обращаться по имени, назвать адрес или часть цифр номера карты. Мошенник, представившись сотрудником службы безопасности банка, сообщает о проведении служебного расследования по факту хищения денежных средств клиентов неустановленным сотрудником банка. Однако, клиента просят не звонить в банк, так как звонок может помешать расследованию, и предупреждают о наличии уголовной ответственности за препятствование расследованию. Далее звонок переключается якобы на сотрудника правоохранительных структур, который продолжает вводить клиента в заблуждение. Во время общения на любой стадии разговора под предлогом страхования вклада, блокировки счета и т.д. предпринимаются попытки получения конфиденциальных данных. Также для проверки «недобросовестных» сотрудников банка клиента вынуждают оформить кредит, уверяя, что его не надо будет потом погашать.
Успокоенная разъяснениями женщина от всей души поблагодарила милиционера, отметив, что участковый помог ей в напряженной ситуации:
— Конечно, я не живу в информационном вакууме, и не раз слышала о том, как мошенники пытаются обмануть честных граждан различными способами, которые становятся все более заковыристыми. Но оказалось, когда эта ситуация произошла у меня, я жутко растерялась и испугалась. К тому же даже не знала, какой вопрос задать незнакомцу — так убедителен он был, не давал подумать, настаивал, давил авторитетом. После произошедшего я убеждена: на это и делается расчет мошенников, ведь уязвимый и напуганный человек в стрессовой ситуации будет делать все, что ему укажут. Огромное спасибо Роману Александровичу, что успокоил меня, поддержал, еще раз рассказал о всех преступных схемах. Останься я дома одна, в голову бы лезли различные неприятные мысли, я бы переживала и накручивала себя, не знала, что делать, может быть, даже решилась бы перезвонить незнакомцу. Спасибо, за помощь и участие!
Участковый инспектор улыбается: главное, что ситуацию удалось прояснить, и гражданка не стала очередной жертвой мошенников:
— Я рекомендую пожилым гражданам, а также их близким и родственникам, быть бдительнее, чтобы не стать жертвами мошенничества и сохранить свои финансы, а также избежать обмана. Не принимайте звонки с неизвестных вам номеров (даже если при этом абонент представляется близким родственником). Если вы все же уже взяли телефонную трубку, необходимо тщательно проверить предоставляемую вам информацию, не поддаваться эмоциям и не паниковать. Перезвоните родственнику на телефон, с которого он уже звонил вам ранее, еще раз уточните у него детали случившегося. Если близкий человек недоумевает, что произошло, значит звонок поступил от постороннего человека, которому ни в коем случае нельзя доверять. Конечно же, не стоит соглашаться на сделки с участием третьих лиц: помощь в передаче денежных средств курьерам, которые якобы «отдадут» их вашим родственникам, попавшим в беду — будь то участие в дорожно-транспортном происшествии или погашение долга;
Все эти простые правила помогут вам не стать потенциальной жертвой мошенников, а также сберечь свои денежные средства! О фактах произошедшего мошенничества или попытках вас обмануть необходимо сразу же сообщать в правоохранительные органы по телефону «102».
Напоминаем, что участковые инспекторы милиции Могилевщины во всех общественных пунктах охраны правопорядка раз в неделю по средам осуществляют прием граждан: с 10 до 13 часов — в сельской местности; с 17 до 20 часов — в городе.
Мы всегда готовы вам помочь!
Официальный представитель
Ленинского РУВД г. Могилева
Елена Симонова