В оперативно-дежурную службу Ленинского РУВД Могилева обратилась 63-летняя могилевчанка, которая рассказала, что стала жертвой мошенников.
Оказалось, что 24 февраля после обеда в одном из приложений мобильного телефона гражданке поступил звонок с неизвестного номера. Собеседник представился сотрудником технического отдела телефонного провайдера и сообщил, что на женщину поступают жалобы от других граждан. Следующий звонок поступил сразу же от другого мужчины, который представился сотрудником безопасности и рассказал, что на женщину якобы зарегистрирован счет, на который поступают денежные средства, украденные у других граждан. После мошенник связался с могилевчанкой по видеосвязи: в кадре он находился в форменной одежде, чем окончательно напугал гражданку. При этом незнакомец представился «полковником государственной службы» и потребовал, чтобы собеседница задекларировала свои денежные средства, в противном случае у нее будет проведен обыск, а деньги изъяты.
После женщина, поверив мошенникам, отправилась в один из банков города и перевела на указанный незнакомцем счет около 10000 рублей. Не чистые на руку граждане не остановились на этом, потребовав, чтобы гражданка взяла еще и кредиты в банке, однако сотрудница одного из них провела с женщиной убедительную беседу. Осознав, что была обманута мошенниками, женщина обратилась за помощью в милицию.
В отношении злоумышленника следователями возбуждено уголовное дело.
Сотрудники отделения по противодействию киберпреступности Ленинского РУВД г. Могилева рекомендуют могилевчанам быть бдительнее, чтобы не стать жертвами мошенничества и сохранить свои финансы, а также избежать обмана:
В большинстве случаев мошенники представляются сотрудниками банков или иных организаций и предлагают отменить подозрительную операцию либо заявку на кредит. Под видом покупателей товара, реализуемого на интернет-площадках, выманивают реквизиты карт через мессенджеры либо копии известных сайтов.
Мошенники обзванивают клиентов, представляясь сотрудниками различных служб банков, Национального банка, Ассоциации банков, правоохранительных органов. Звонок поступает на мобильный телефон или в мессенджер. При этом номера телефонов, с которых осуществляется звонок, могут быть похожи на официальные телефоны этих организаций.
Чтобы войти в доверие, злоумышленники могут обращаться по имени, назвать адрес или часть цифр номера карты. В процессе разговора возможны «переключения» на сотрудников иного (обслуживающего) банка. Цель — убедить клиента предоставить данные, необходимые для входа в интернет-банк, а также для осуществления платежа.
Получив информацию, мошенник списывает деньги со счетов. Кроме того, часто клиент, предоставив все данные, одобряет, тем самым, оформление на свое имя кредита. В этом случае, он теряет не только средства со своих счетов, но и сумму одобренного кредита.
Самые распространенные уловки мошенников: отмена перевода/заявки на кредит. В большинстве случаев звонящий сообщает о подозрительных операциях по карточке либо об оформлении кредита или овердрафта на ваше имя. Для блокировки подозрительной операции или отмены заявки на кредит злоумышленник при разговоре требует срочно предоставить следующие данные (возможно, не все из перечисленного):
• личный номер паспорта;
• полный номер карточки или последние 4 цифры карточки и CVV-код;
• СМС-коды, которые приходят на ваш телефон от банка (M-код, 3D-Secure kod).
Еще один вариант: мошенник, представившись сотрудником службы безопасности банка, сообщает о проведении служебного расследования по факту хищения денежных средств клиентов неустановленным сотрудником банка. Однако, клиента просят не звонить в банк, так как звонок может помешать расследованию, и предупреждают о наличии уголовной ответственности за препятствование расследованию. Далее звонок переключается якобы на сотрудника правоохранительных структур, который продолжает вводить клиента в заблуждение. Во время общения на любой стадии разговора под предлогом страхования вклада, блокировки счета и т.д. предпринимаются попытки получения конфиденциальных данных. Также для проверки «недобросовестных» сотрудников банка клиента вынуждают оформить кредит, уверяя, что его не надо будет потом погашать, и убеждают установить приложение «AnyDesk — удаленное управление» из GooglePlay или AppStore, позволяющее получить доступ к счету клиента для осуществления несанкционированного перевода денежных средств.
Будьте бдительны, не попадайтесь на уловки мошенников!
Официальный представитель
Ленинского РУВД г. Могилева
Елена Симонова